Белорусские грузоперевозчики: 4 февраля придем к Совмину бунтовать

Белорусские грузоперевозчики: 4 февраля придем к Совмину бунтовать
Белорусские международные грузоперевозчики «попали» на штрафы до 80 тысяч евро из-за системы платных дорог BelToll, которая то ли по ошибке и из-за своего несовершенства, то ли по продуманной кем-то «сверху» коварной схеме оказалась отличной схемой уничтожения мелких транспортных фирм и пополнения казны за их счет. Читатель charter97.org Сергей Штода поделился своей эксклюзивной историей с редакцией.

Белорусские чиновники частично признают свою вину и говорят, что штрафы накопились из-за того, что транспортникам «чисто по-человечески» не хватило времени на то, чтобы информировать население о новых правилах проезда по республиканским трассам, однако штрафы обнулять никто не согласен, потому что деньги уже ушли в государственный бюджет. Разозленные беспределом бизнесмены объединились и планируют акцию протеста.

— Сергей, расскажите, как разворачивались события с самого начала?

— В 2013 году, когда в Беларуси ввели платные дороги, никто не предупредил самих белорусов об этом. Ни транспортная инспекция, ни Министерство транспорта, ни тот же самый BelToll в известность сразу никого не ставил. Нормального доступа к информации не было. Некоторых поставили в известность, мол, вот, с первого числа — платные дороги. А как пользоваться правильно новой системой никто не знал. В итоге очень много людей «попало» на огромные штрафы, всего около 5.000 юрлиц и предпринимателей. Почему я знаю и почему об этом говорю? Я создавал инициативную группу на площадке Tut.By, там я размещал информацию и свои контакты — и мне со всей Беларуси, с Литвы, Германии, Польши и других стран пострадавшие грузоперевозчики присылали свои сообщения. Так мы и объединились.

— Вы успели пообщаться с чиновниками за последние несколько месяцев?

— После этого было решено, естественно, не толпой ходить по судам и инстанциям, а была создана небольшая инициативная группа. Я выступал в роли ее лидера по мере возможности: ходил на приемы и писал куда только можно, и, естественно, все это по поводу нашей так называемой штрафной амнистии. Мы, перевозчики, считаем, что штрафы мы получили несправедливо, что к нам неподобающим образом подошли и отнеслись. Как Лукашенко говорил когда-то, лет 10 назад в интервью, что в Беларуси нужны платные дороги, но главное, чтобы это не коснулось белорусов. Так вот, на самом деле что вышло? Только белорусы и «попали». А иностранцев транспортники предупреждали! Они словили одного-двоих со штрафом до 1000 евро. А

нас, белорусов, никто не трогал — и мы ездили, нарушая, сами того не понимая. И в результате за несколько месяцев нахватались штрафов — по 50000 евро, по 80000 евро.

— Такая огромная сумма! Это за какой промежуток времени?

— Это за три месяца. Одно нарушение — это 260 евро. Лично у меня — штраф на 80000 евро. У меня своя фирма по международным грузоперевозкам и я рассказываю вам это как юрлицо от имени тех, у кого большие грузовые автомобили и фуры. Про легковушки я знаю мало: слышал только, как приезжали молдаване и их машину забрали на штраф-стоянку за нарушения. Я вот так ездил, ничего не понимая, с бортовым устройством, положенным по закону, которое я купил. Оно работало исправно.

— Вы хотите сказать, что власти продуманно привязали к евро?

— А как вы думали! Конечно, штрафы хитро привязали к крепкой валюте, так же, как бензин привязали к доллару. Платежки приходили в иностранной валюте.

— Что вам говорили чиновники на встречах в транспортных ведомствах? Хоть соглашались с абсурдом ситуации?

— За период август, сентябрь, октябрь 2013 года мне прислали в районе 3000 SMS, плюс люди мне оставляли свои данные, у меня есть база в Excel у кого сколько штрафов. Мы от лица всех пострадавших ходили на всевозможные приемы, писали, а нам в ответ — да, да, мы сделаем, мы понимаем, что это губительно для небольших организаций. Вот, мы встречались с представителями транспортной инспекции, «Белавтострады» и прочих транспортных организаций, юристы, фигуристы, кого там только не было, человек 15 пришло. Я задавал напрямую вопросы: почему не предупредили, не разъяснили, не рассказали до конца? А они мне в ответ: понимаете, мол, в транспортной инспекции все были завалены работой, по две тысячи нарушений фиксировалось каждые сутки, нужно было все обработать. «Они по-человечески не успевали!», — говорят. Так я им на это: «Вот раз не успевали, с учетом этого сделайте нам амнистию, обнулите штрафы тех, кто «попал» именно тогда!». Все «нарушители» работают хорошо и повторно не нарушают. Но по последним моим походам в Министерство транспорта — а мы-то там создавали проекты как вернуть деньги, в какой форме и в каком порядке и так далее — видно одно, что часть этих денег, 20%, ушла в бюджет. Остальное — это инвест-договор с австрийцами, по которому они должны им вернуть деньги, это порядка 40 миллионов евро. То есть, теперь они прикрываются бюджетом! Мне в Министерстве в прошлый четверг замминистра Авраменко сказал, что все наши последние проекты Министерство финансов развернули назад и сказали, что никто вам деньги возвращать не будет, а Министерству транспорта сказали, мол, занимайтесь своими делами и не выступайте в роли адвокатов. Сказали, что вся наша работа по проектам сворачивается и никто не будет ничего делать, делайте, мол, все сами.

Когда был ЧМ по хоккею в мае, я писал властям предупредительное письмо и занес его министру транспорта Сиваку и вице-премьеру Калинину. К Калинину я тогда привел девушку, директора фирмы, у которой на данный момент 50000 евро штрафа. Принес целую сумку ее штрафов, которые ей прислали. И я у него напрямую спросил: объясните, как вот эта девушка выплатит такой колоссальный штраф? Это, извините меня, черт знает сколько белорусских миллионов рублей, лень считать! Для чего вот это все делается?

— А вы сами как думаете, для чего?

— Чтобы поставить маленькие фирмы на колени, разорить! Это же 100% будет банкротство! Нас вынуждают обходить эти глупые законы, вот я лично на это и пойду. Я сделаю все, но свой штраф в жизни оплачивать не буду. И что мне делать теперь? Я чиновникам так и говорил: если вы в ближайшее время не решите нашу проблему, мы к ЧМ по хоккею сделаем акцию протеста. Они сразу зашевелились: министр дал распоряжение, все быстро пособирались — давайте, все подобъем, подытожим, все всем обнулим и вернем. Нам сказали: работайте, вас никто не тронет. А сейчас, когда я пошел туда же через какое-то время, мне уже говорят: вы понимаете, это все Министерство финансов, денег в стране нет.

— Почему вы решили развернуть активность сейчас? Не осталось другой надежды?

— Потому что мне сегодня опять звонят наши белорусские грузоперевозчики из разных областей и все говорят, что

сейчас транспортная инспекция, ссылаясь на какие-то нотариальные акты, снимают со счетов организаций в банках деньги, даже не утруждая себя тем, чтобы предупредить или уведомить.

Алгоритм действий такой: приходит в банк электронное письмо-уведомление — с такого-то счета по такому-то коду снять деньги в первую очередь, потому что их якобы надо направлять в бюджет. И все. Вчера мне звонили из компании «WorldTrans»: у них здесь в Беларуси около 12000 евро. Мне директор говорит, что пришел он в банк, хотел заплатить налоги, НДС — а бухгалтер ему говорит, что денег на счету нет, потому что транспортная инспекция сняла их «втихаря», даже ничего не сказав.

— Ничего себе! А все «должники» уже об этом знают?

— Вот, я с этой целью обзванивал сегодня целый день белорусские организации и сейчас, вот, ездил, встречался с некоторыми — и предупреждал, потому что люди окажутся в неприятной ситуации, если так тихонько деньги со счетов снимут и у них. Они все обнуляют и блокируют счета! Звонил сейчас в одну организацию, а они не могут быстро снять свои же деньги, потому что у них сложная схема с фурами в разных странах. Они в панике, потому что у них тоже бешеный штраф, причем из-за того, что то ли номера у этих устройств были попутаны, то ли что. А деньги списывались — и их никто не предупредил.

— Так от чего же все-таки накапали такие громадные штрафы — от плохого информирования предпринимателей или от технических ошибок приборов?

— Знаете, 50 на 50. Когда реализовывался этот инвест-проект, Министерство транспорта сказало австрийцам, что необходимо сразу, параллельно ввести платные дороги «в тестовом режиме», на 2-3 месяца. Я это точно знаю и в Министерстве мне это подтвердили. Но это грамотно сделано не было: они просто набросали на белорусских грузоперевозчиков кучу бортовых устройств, не объяснив, как ими пользоваться. Нате, едьте! Как пополнять? Что делать? Почитайте в договоре! А договор — это 10 страниц мелким текстом.

— То есть, не исключено, что сделано так было специально?

— Да! Это 100% одна из задумок, как легко и просто заработать денег в бюджет. Только потом, когда все очухались, поняли, что их обманули. Попали «под раздачу» все! И пожарники — представляете, ехали на пожар и получили штраф! — и хлебовозки, и развозчики продуктов, и агрокомбинаты, и мясокомбинаты. Все белорусы попали на эти штрафы! Сейчас мы все вместе записывали видеообращение к Лукашенко, на днях появится в сети. Я ему прямо кричал в камеру, прямо как в том фильме «Тарас Бульба»: «Батька, слышишь ли ты меня?». Потому что сил уже просто нет! Реально 100% губят и ставят на колени, у меня будет гарантированное банкротство организации.

Если машину будут забирать — приеду и прямо возле Совмина сожгу!

— Вы планируете дать отпор такому отношению к вам и добиться аннулирования штрафов?

— Естественно! 4 февраля в 9 утра мы будем все собираться на Советской, 11 и будем бунтовать. Без всяких этих согласований с Мингорисполкомом, ни у кого мы разрешения спрашивать не будем! Вчера я обращался на другие сайты с просьбой разместить это объявление. Ваш сайт читают много людей, я читаю. Понимаете, мало на кого есть надежда и мало кто хочет в таких ситуациях «подставляться». Но я у кого ни спрошу, мне отвечают, что вы всегда пишете правду и ничего не боитесь. Помощи нам просить не у кого, поэтому на вас вся надежда. Если у кого-то будут вопросы и все пострадавшие от этой системы, пусть связываются со мной, пусть не сидят дома и выходят вместе с нами к Совмину. За что столько платить? За что нас режут под корень?

Фото: sp.by

Хартыя97

Ремонтные решения ступичных подшипников FAG для легкого коммерческого транспорта
«Плечо» водительской жизни
Новое поколение литий-ионных батарей - рывок в модернизации энергосберегающих систем
Ледяной омут ВТО для Бурятии
Дальнобойщиков приучают останавливаться на ночь на площадках для отдыха