Цены на топливо будут расти быстрее обычного следующие три года

Цены на топливо будут расти быстрее обычного следующие три года
Бензин в России в следующем году может подорожать. Хотя налоговая нагрузка на нефтяную отрасль со следующего года сократится примерно на 3 процента. При этом она станет больше для нефтедобычи, а выиграют от реформы экспортеры сырья и топлива.

Минфин опубликовал для общественного обсуждения проект поправок в Налоговый кодекс и в Закон "О таможенном тарифе". Главные изменения касаются ставок акцизов на топливо, налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ), вывозных пошлин на нефть и нефтепродукты.

Налоговый маневр растянут на 3 года (2015-2017), он должен завершиться к началу формирования общих с Белоруссией и Казахстаном рынков нефти и нефтепродуктов в рамках Евразийского экономического союза. Сейчас пошлины на нефть в России впятеро превышают казахстанские, в Белоруссии они такие же, как у нас, но там хотели бы вернуться к низкому уровню. Россия пошла навстречу партнерам. Основной коэффициент в формуле расчета пошлины на нефть в 2015-2017 годах упадет вдвое: с нынешних 59 до 30 процентов, коэффициент по бензину - втрое (также до 30 процентов).

Выпадающие доходы бюджета компенсируют за счет поэтапного, но существенного повышения НДПИ: с нынешних 530 рублей за тонну нефти до 775 рублей в 2015 году, 856 рублей в 2016 году и 918 рублей в 2017 году. Но вот чтобы при росте стоимости сырья сохранить рентабельность нефтепереработки и при этом не вызвать бурного роста цен на продукцию НПЗ на внутреннем рынке, минфин идет одновременно на снижение акцизов на топливо. При этом в 2015 году сохранятся довольно значительные льготы по акцизу на топливо 5-го класса. В целом в результате снижения акцизов бюджет, следует из пояснений разработчика законопроекта, только в следующем году недосчитается 272 миллиардов "акцизных" рублей.

А это намного больше, чем сальдо доходов от снижения экспортных пошлин и повышения НДПИ. По оценке минфина, в результате этих разнонаправленных фискальных движений компании заплатят в бюджет в 2015 году на 58,3 миллиарда рублей больше. И в следующем году доходы государства от нефтяной отрасли упадут более чем на 200 миллиардов рублей, или на 3 процента от уровня 2013 года, отмечает начальник Управления по стратегическим исследованиям в энергетике Аналитического центра при правительстве РФ Александр Курдин. Это заметные потери для бюджета, однако отчасти они могут быть компенсированы ростом сборов налога на прибыль нефтяных компаний, считает он.

Нефтяники, конечно, были против повышения НДПИ, указывая, что многие инвестпроекты оказываются под вопросом. Однако предлагаемая Минфином ставка вполне терпима для отрасли, считает Курдин, а вот НДПИ по ставке в 1000 рублей в 2017 году уже перенести было бы тяжело. "С учетом снижения экспортных пошлин проблемы могли бы коснуться перерабатывающих проектов, ориентированных на внутренний рынок, но снижение акцизов снимает угрозу", - полагает Курдин.

А вот из-за отмены заградительных пошлин на бензин цены на него в 2015-2017 годах будут расти быстрее инфляции. Насколько, неясно, потому что рынок нефти и нефтепродуктов сильно монополизирован. При этом, считает эксперт, рост цен на бензин может заставить правительство пересмотреть намеченные на 2016-2017 года ставки акцизов на топливо.

Акцизы являются основным источником наполнения федерального и региональных дорожных фондов, следовательно, нужно чем-то компенсировать эти потери. По всей видимости, ожидаемые Минфином 200-миллиардные поступления от введения налога с продаж как раз и должны возместить утрату. Как писала "РГ", такой налог со ставкой до 3 процентов могут разрешить вводить региональным властям со следующего года.

Цены на топливо будут расти быстрее обычного следующие три года

Фото: audi-a4-club.ru

Игорь Зубков

Российская газета

Посылки на Донбасс подорожали из-за надбавки «за обстрел»
Итальянский акцент в грузовом автосервисе
MAN: уверенное лидерство четвертый год подряд
Добровольцы из Ростова помогли сотням водителей, оказавшимся в заторах на заснеженных трассах
Почему М-60 окрестили «дорогой пыли и страданий»?