MAN добился топливной экономичности

Предыстория

Пятого августа из предолимпийского Сочи стартовал пробег «Ставка на эффективность: Тур 2013», который стал логическим продолжением аналогичных мероприятий в Европе (2011 год) и в Южной Африке (2012 год). Специально подготовленному для российских условий эксплуатации тягачу MAN TGS WW 19.400 4x2 с пакетом EfficientLine и роботизированной коробкой передач MAN TipMatic в составе автопоезда с загруженным полуприцепом Schmitz Cargobull предстояло пройти почти 5000 км по стране, при этом на каждом отрезке маршрута показанные им результаты сравниваются с результатами аналогичной «рабочей лошадки» для средних и дальних перевозок – тягачом MAN TGS WW с механической коробкой и стандартным набором опций.

Организаторы пробега ставили перед собой целью на деле продемонстрировать эффективность предлагаемого решения, которое складывается из трех составляющих: собственно пакета опций EfficientLine, куда помимо аэродинамического обвеса входит ряд дополнительных технических решений, повышающих экономичность перевозок; роботизированной коробки передач MAN TipMatic, которая в сочетании со специальным программным обеспечением снижает негативное влияние неподготовленных водителей; а также курса профессиональной подготовки водителей MAN ProfiDrive, увеличивающего позитивный эффект, достигаемый за счет первых двух пунктов.

Итоги первых двух недель показали обнадеживающие результаты:

на участке пробега от Сочи до Уфы протяженностью 2258 км, средний расход топлива MAN TGS WW EL составил 33,9 л, что на 2,9 л меньше, чем у стандартного аналога.

При этом необходимо отдельно отметить, что до официального старта автомобили прошли путь от Москвы до Сочи – и эти 1500 км организаторы также использовали для получения интересных данных. На этом отрезке за рулем обоих тягачей сидели водители из транспортных компаний, не проходившие специальной подготовки или тренингов. И даже в этой ситуации, средний расход топлива автомобиля EfficientLine был меньше, чем у его «собрата» на 1,5 л. Сравнивая этот показатель с цифрой, полученной на сегодня (2,9 л), когда за рулем MAN TGS WW EL находится прошедший курсы MAN ProfiDrive водитель, наглядно виден весомый вклад профессионального обучения в вопросы экономичности вождения.

Секреты экономичности EfficientLine

По своей технической начинке, два участвующих в пробеге автопоезда на 90% идентичны: у них одинаковые рамы, мосты, подвеска, двигатели, кабины и полуприцепы, но почему-то, машина в комплектации Efficient Line в среднем на 3-3,5 литра топлива экономичнее своего стандартного собрата на каждом 100-километровом отрезке.

Все дело в наличии на более экономичном грузовике опционного комплекса технических и электронных решений Efficient Line. В него входит аэродинамический комплект кабинных боковых обтекателей, расширенный спойлер на крыше и удлинители дверей, закрывающие ступеньки входа в кабину. Помимо этого, в целях улучшения аэродинамики над лобовым стеклом исчез солнцезащитный козырек, и с крыши пропали «дудки» пневматических звуковых сигналов.

Все без исключения тягачи MAN с пакетом Efficient Line комплектуются шинами Michelin X MultiWay 3D, обладающими сниженным сопротивлением качению, повышенной износостойкостью и возможностью придания шинам второй и даже третьей жизни, посредствам наварки нового протектора.

Одно из знаковых отличий – применение на тягачах с Efficient Line роботизированной коробки переключения передач MAN TipMatic вместо механической трансмиссии. Это не только упрощает водительский труд, но и служит топливной экономичности и надежности всего силового агрегата, так как исключает наиболее пагубные режимы работы трансмиссии, которые на механической КПП могут быть вызваны неумелыми действиями водителя. Косвенно способствует снижению расхода топлива и принудительный ограничитель максимальной скорости на отметке 85 км/ч. На первый взгляд, разница в 4 км/ч для автопоезда полной массой 40 тонн ничтожно мала, но аэродинамические испытания показывают, что

существующая на сегодня архитектура бескапотных грузовиков работает в оптимальном режиме на скоростях до 90 км/ч.

Свыше этого значения воздушное сопротивление резко увеличивается и неблагоприятно сказывается на потреблении топлива, и если на стандартный грузовик с ограничителем на 89 км/ч установить колеса чуть большего диаметра, чем рекомендовано производителем, то теоретически «максималка» выходит за 90 км/ч. Ограничитель на цифре 85 полностью исключат такую погрешность.

Свою долю экономии в общую копилку вносят и более производительный генератор, вырабатывающий на 10 ампер больше тока, и специально установленные в комплектации Efficient Line светодиодные дневные ходовые огни, которые потребляют лишь 42 Ватта электроэнергии, вместо 300 Вт головного света фар.

При всем этом, представители компании MAN не устают повторять, что все вышеперечисленное будет эффективно работать лишь в профессиональных руках. Даже опытный водитель-дальнобойщик при встрече с новым для себя автомобилем или системой, должен получить всеобъемлющие инструкции и правила эксплуатации. Чтобы подстраховаться от неумелых действий водителей, компания MAN предлагает профессиональную подготовку водителей по системе MAN ProfiDrive, благодаря которой топливную экономичность на любом автомобиле можно значительно улучшить. Эффективность эксплуатации парка транспортных средств призвана повысить и система управления автопарком Sputnik Auto Park, позволяющая отслеживать и управлять маршрутами, простоями, расходами на ГСМ и многое другое.

Теперь о финансовой стороне вопроса. Естественно, что все названные улучшения, входящие в пакет Efficient Line не бесплатны, но их суммарная стоимость гораздо привлекательнее, нежели бы клиент набирал бы их по отдельности. Стоимость пакета – 3 100 евро (135 тыс. рублей), что окупится уже на пробеге в 150 тыс.км.

Фото: mantruckandbus.ru

Сергей Ухов

sMOTORom.ru

Готовность США стать экспортером нефти может повлиять на позиции России
В России будет 45 тысяч интернет-магазинов в этом году
MAN добился топливной экономичности
Транспортная лихорадка: почему США переживают новый железнодорожный бум
Вопросы сервиса: от общего к частному