Миллиард за 2 километра: дорога в Иннополис


IT-дорога для IT-города

Государственное казенное учреждение «Главное управление содержания и развития дорожно-транспортного комплекса Татарстана при министерстве транспорта и дорожного хозяйства РТ» («Главтатдортранс») 17 октября разместило извещение об аукционе на «выполнение работ по строительству автодороги  М-7 «Волга» — Иннополис в Верхнеуслонском районе РТ». Электронный аукцион на выбор генерального подрядчика состоялся вчера, а уже 3 ноября заказчик прекратил принимать заявки участников торгов. Судя по техническому заданию, выполнить все работы необходимо до 15 ноября 2015 года.

Для будущей ІТ-столицы России (как называют проект в Татарстане) правительство средств не жалеет: на подъезд к Иннополису протяженностью 2,071 км из бюджета республики (источником финансирования в документации к лоту указан именно бюджет РТ) планируется выделить более 993,3 млн. рублей. Это будет дорога высокой технической категории — 1-Б. К таким относят дороги, имеющие две проезжие части (каждая по две и более полос), с разделительной полосой, в том числе разметкой или разделительным барьером безопасности между ними; расчетная интенсивность движения — свыше 14 тыс. автомобилей в сутки. По данным минтранса РТ, в республике всего 100 км таких трасс, и они в подавляющем большинстве федеральные.

Напомним, что к 2030 году население наукограда планируется довести до 155 тыс., об этом «БИЗНЕС Online» рассказал генеральный директор ОАО «ОЭЗ «Иннополис» Игорь Носов. Тогда же он сообщил, что средства на развитие ОЭЗ поступают от минэкономразвития РФ и правительства РТ, а на развитие Университета Иннополис и прилегающего университетского городка — от правительства РФ и минкомсвязи РФ. В ближайшие годы на проект из федерального бюджета может быть выделено до 25 млрд. рублей, а общий объем инвестиций с учетом внебюджетных средств может превысить 66 миллиардов. Как говорят источники нашего издания, в этом году Иннополис стал единственным среди аналогичных российских поектов, которому не сократили финансирование. Центр «Сколково», например, потерял определенную сумму.

И даже с учетом мегаперспектив

стоимость 2-километровой дороги выглядит несколько чрезмерной,

например, в сравнении с уже заявленными и ведущимися в Иннополисе строительными проектами. Скажем, строительство «Первого технопарка» ОЭЗ торговалось на аукционе за 2,7 млрд. рублей (и это вместе с оборудованием), причем площадь технопарка — 40 тыс. кв метров. Первая очередь учебно-лабораторного корпуса университета в сфере высоких технологий обошлась бюджету в 2 млрд., строительство жилья для студентов IT-университета на 1,2 тыс. человек — 1,8 млрд., а на возведение 16 домов на 840 квартир для жителей городка запланированы 4,5 млрд. рублей.

«БИЗНЕС Online» обратился в «Главтатдортранс» с просьбой пояснить, с чем может быть связана столь высокая стоимость: может, дорога, соединяющая федеральную трассу и Иннополис, будет в чем-то технически уникальной? Однако ответа на момент выхода статьи получено не было.

Миллиард за 2 километра: дорога в Иннополис

Самое дорогое - дорожная одежда и развязки

«Миллиард рублей за 2-километровую дорогу — это, конечно, внушительно», — рассказал «БИЗНЕС Online» заведующий кафедрой автомобильных дорог, директор Института транспортных сооружений Казанского государственного архитектурно-строительного университета Евгений Вдовин. С другой стороны, эксперт полагает, что в дорожном строительстве унифицированных смет не может быть по определению: «Что может входить в стоимость строительства дороги? На этот вопрос просто так, без изучения проекта, сметы, ответить невозможно. Дорожная одежда считается одной из самых дорогих, но очень много зависит от грунтово-геологических условий. Допустим, могут быть высокие насыпи, вода в грунте. Искусственные сооружения могут «перетянуть» по стоимости. Да только стоимость одной развязки порой доходит до миллиарда рублей. В каждом конкретном случае все очень индивидуально». Причем, как отметил эксперт, дорога четвертой категории может выйти дороже третьей: «Если, к примеру, на третьей категории ровный рельеф, а на четвертой категории — пересеченная местность, много искусственных сооружений, коммуникаций, то именно она может обойтись дороже. Но если говорить о равных условиях, то, конечно, чем выше категория, тем дорога дороже».

Как полагает владелец холдинга «СМП-Нефтегаз» Фоат Комаров (его компания строит отрезок так называемого «Шелкового пути» от Алексеевска до Альметьевска), если в стоимость 2 км трассы входит строительство развязки, то 1 млрд. рублей — вполне адекватная цена для дороги такой категории. «Мы тоже строим развязку, развернутый «клеверный лист», она обходится примерно в 500 миллионов рублей, — рассказал Комаров. — И 40 процентов стоимости дороги занимает путепровод, а не дорожная одежда». Он также привел расчеты по строительству дороги категории 1-А (высокоскоростная автомагистраль), которое ведет его компания: «У нас в среднем выходит 300 миллионов рублей за 1 километр, вот и считайте: если взять 2 километра, то это 600 миллионов, ну и 400 на развязку». Однако, судя по техническому заданию «Главтатдортранса», предполагается лишь реконструкция уже существующей развязки.

«Ничего «криминального» в этом заказе нет, — рассказал «БИЗНЕС Online» источник в министерстве транспорта и дорожного хозяйства РТ («Главтатдортранс» — его подведомственная организация) на условиях анонимности. — Дорога выходит недешево, потому что строится на пересеченной местности: там овраг глубиной 50 метров, очень много земляных работ, плюс необходимо строительство водопропускной трубы». Однако официального ответа на запрос газеты минтранс не представил, в его пресс-службе пояснили, что министерство к данному проекту отношения не имеет, поэтому не владеет всеми деталями госзаказа.

Нежелание заказчика и руководящего им министерства открыто комментировать грядущий аукцион становится понятным, если учесть, что дорога уже строится. Мало того, в аукционной документации указано, что контракт «разбит» на 3 лимита финансирования, причем 2 должны были быть освоены в 2013 и 2014 годах — 20 млн. рублей и 75 млн. рублей соответственно. И все бы ничего, если бы данные лимиты торговались ранее, в вышеуказанные годы, а аукцион на остаток средств (более 898 млн. рублей) выставлялся в текущем году. Однако заказчик предлагает именно всю сумму контракта! Спрашивается,

кто и как освоил предыдущие лимиты, если на них и аукциона не было?

Один из источников «БИЗНЕС Online» в сфере дорожного строительства так объяснил «торопливость с заказом»: поскольку Иннополис — знаковый объект, то возведение трассы к нему начали как можно раньше, еще в конце 2013 года. «Там сложный участок, делается насыпь высотой 50 метров от трассы М-7, строительство ведут структуры Равиля Зиганшина, и стройка еще не завершена», — сообщил источник.

Фото: photokzn.ru

Елена Фадеева, Эльвира Вильданова, Арслан Минвалеев

БИЗНЕС Online

Увидим ли мы китайские агрегаты на КАМАЗе?
КАМАЗ показал свой первый грузовик с «троллейбусным режимом»
Автоперевозчики Беларуси: урон от санкций России идет по нарастающей
Как сказка стала былью: универсальный передаточный документ
Бензин растет из-за маневра