Переправа по-якутски: остаться в живых

Переправа по-якутски: остаться в живых
На протяжении многих лет паромная переправа через Лену остается головной болью местных властей. Особенно остро эта проблема встает в октябре-ноябре, когда лед как следует не встал, а зимник еще не заработал. В понедельник, 27 октября, со стороны причала в Жатае скопилось более двухсот большегрузных машин, а на противоположном берегу в Техтюре Мегино-Кангасского улуса ожидают погрузки триста «КамАЗов», «Уралов», бензовозов и другой техники. Как наладить ситуацию с помощью всего лишь одного парома?

В воскресенье с помощью ледокола был проведен пробный рейс. Удалось взять на борт 30 большегрузов и 50 автомобилей. Вчера же на тот берег Лены пришлось отправить Якутский ОМОН, ибо ситуация грозила социальным взрывом.

Как сказали «Якутии» в пресс-службе Министерства транспорта и дорожного хозяйства республики, 23 октября паромы судоходной компании «Якутск» прекратили перевозки по маршруту Якутск–Нижний Бестях. Тогда же паромы совершили последний рейс с автотранспортом из Нижнего Бестяха. Хотя ранее было заявлено, что паромы будут ходить до конца октября. Этому обстоятельству нашлось объяснение: «Из-за критического снижения уровня воды в районе поселка Нижний Бестях и с активным ледообразованием рейсы пришлось приостановить», — сказал пресс-секретарь министерства Виктор Алексеев. Также раннему открытию ледовой переправы воспрепятствовала ситуация, связанная с замерзанием речки Суола на водном разрыве автодороги со стороны села Техтюр. Заметим, что с обеих сторон проводились работы по обустройству причалов.

Работа парома «Капитан Богуславский» ОАО «ЛОРП» с ледоколом по новому маршруту Жатай — Техтюр началась по плану 27 октября. Но и тут невезение. С утра лопнул погрузочно-разгрузочный трос на судне. И все же после обеда первый рейс отправился на тот берег.

Узнав, что на переправе появился корреспондент, водители-дальнобойщики, многие из которых стоят уже неделю, излили на него ушат претензий к организации перевозок. К примеру,

если невозможно наладить работу большего количества паромов, то почему в этот период не ограничить перевозку частного и малотоннажного грузового транспорта? Или неужели так сложно разработать схему подъезда к переправе, чтобы разделить грузовые и пассажирские потоки автотранспорта?

У многих водителей элементарно кончаются деньги не то что на соляру, а просто на то, чтобы нормально поесть! В такой ситуации лозунг «Люди, оставайтесь людьми!» действовать перестает.

Дорогая альтернатива

Пешеходы, желающие перебраться на тот берег, могут сделать это аж двумя путями по воздуху.

25 октября по маршруту «Якутск — Нижний Бестях — Якутск» возобновились рейсы судов на воздушной подушке, приостановленные ранее из-за густого тумана. Как сообщает Управление по работе со средствами массовой информации Администрации Главы РС (Я) и Правительства РС (Я), в пассажирских перевозках задействовано тринадцать судов. Тариф прежний — 2000 рублей с человека.

Вроде проблема должна была решиться, однако, судя по фотографиям и видеороликам в соцсетях и whatsapp, на деле все оказалось гораздо сложнее. Число желающих перебраться на другой берег намного превышает количество посадочных мест на «Ирбисах».

Другая предлагаемая альтернатива — коммерческие рейсы «Полярных авиалиний» из аэропорта Маган до Нижнего Бестяха — стоит еще дороже. Проезд в один конец обойдется в 3700 рублей с пассажира.

Мы пойдем другим путем!

24 октября отчаянные (или отчаявшиеся?) молодые люди решили добраться до Нижнего Бестяха через реку… пешком.

Разумеется, попытка не удалась. Потерпев фиаско, экстремалы, одетые, между прочим, совсем не по сезону, обратились в Службу спасения РС (Я). Как сообщил специалист по связям с общественностью ведомства Николай Фатеев, спасатели по телефону смогли уговорить их вернуться. На берегу горе-путешественников встретила дежурная смена и отправила обратно в Якутск.

Молодым людям, решившимся на этот безумный поступок, несказанно повезло: толщина льда составляет всего несколько сантиметров, река испещрена полыньями. То, что никто из них не провалился под лед — необычайное везенье.

Между тем всего несколько дней назад в Тит-Аринском наслеге Хангаласского улуса утонул охотник. По предварительным данным, мужчина 1968 г.р. решил проверить лед в курье, провалился и не смог самостоятельно выбраться. Для вызволения его тела из ледяного плена пришлось организовывать целую операцию, задействовать вертолет…

Оптовая логика

Надо заметить, что подобные, откровенно говоря, ценовые спекуляции происходят регулярно дважды в год, когда столица остается отрезанной от грузопотока, идущего по единственной круглогодичной транспортной артерии, соединяющей Центральную Якутию с остальной частью страны, — федеральной трассе «Лена». Осенью, в период ледостава, и весной, до и во время ледохода.

При этом

владельцев оптовых баз и арендаторов практически невозможно привлечь за ценовой сговор. Ведь они накручивают никак не больше 10 процентов от стоимости товара.

А контролирующие органы могут реагировать, если цена поднялась на 15 и более процентов.

Так что для торгующих предпринимателей период распутицы самая благодатная пора для извлечения дополнительной прибыли. Логика у них железная. Её диктует сама природа: нет дороги — выше цена.

Успеть на паром

Егору Старостину повезло. Он успел на паром, который, как оказалось, стал последним.

«Я возвращался из Чурапчи, куда ездил к родным на забой скота. Наученный горьким опытом, в прошлое воскресенье выехал из села утром, чтобы быть как можно ближе в очереди. Подъехав к Бестяхской переправе, понял, что таких предусмотрительных, как я, очень много — очередь растянулась на несколько километров. В итоге, простояв семь часов, я так и не попал на паром. Пришлось ночевать».

То, как люди на том берегу коротали ночь, заслуживает отдельного рассказа. Всего один штрих. Мясо, за которым, собственно, многие и поехали в заречные улусы, приходилось вытаскивать из обогреваемых салонов (универсалов и «уазиков») и складывать возле машин. При этом спали по очереди, карауля драгоценное мясо от бродячих собак и слоняющихся без дела искателей приключений.

Однако утренняя посадка на паром сгладила все. «Паром шел на удивление медленно. Двигался он только при помощи буксира. Как нам объяснили члены экипажа, шуга постоянно забивала винты. К вечеру прошлого понедельника сообщили, что мне крупно повезло — это был последний паром. Сколько людей застряло на том берегу? Не знаю, но машин было очень много», — говорит Егор.

Технология

Сегодня люди на обоих берегах Лены сидят и гадают, когда же откроется ледовая переправа. По официальным данным, это случится не раньше первых чисел января будущего года. Однако было время, когда это происходило на два месяца раньше.

А все благодаря технологии термомеханического намораживания льда снизу, которую вот уже который год предлагает использовать при сооружении ледовых переправ известный мостостроитель Василий Мазур.

Первую такую переправу он построил в 1998-м году в створе проектируемого моста через Лену. 6 ноября сформировался ледостав. После чего с поверхности будущей переправы сдули снег, который является естественным теплоизолятором. Затем с помощью местных жителей с 7 по 11 ноября нарезали продольные прорези, просверлили в шахматном порядке 962 лунки, установили термосифоны и воздуховоды.

В итоге 12 ноября открылось движение для техники весом 5 тонн, 15 ноября — 10, 20 ноября — 20, а 23 ноября уже 30 тонн.

В 2006 году эксперимент повторили уже непосредственно в районе Якутска в створе Зеленый луг — Нижний Бестях, соорудив ледовую переправу в составе автозимника длиной 10,8 километра. Тогда 17 ноября открылось движение для техники весом в 10 тонн, и оно осуществлялось вплоть до 7 мая.

К сожалению, уникальный опыт так и остался невостребованным. Хотя ни одного ЧП на этих переправах не произошло. Более того, сам автор проекта был неоднократно оштрафован за самовольный эксперимент.

Шкипер — профессия женская

Шкипер шкиперу рознь. «Разрядная шкала» здесь чрезвычайно широка: от шкипера-сезонника, работающего на чартерную компанию в каком-нибудь курортном местечке, до капитана роскошной яхты, участвующей в кругосветной гонке.

И любая ступенька этой лестницы вам доступна, если вы упорны в своих намерениях и умеете ладить с людьми. Галина Стрелова начала ходить по Лене еще матросом и доработала до шкипера.

— Я должна следить, чтобы погрузка автотранспорта и посадка пассажиров на наш паром прошла безопасно, ну и, конечно, присматривать за своей командой. Основная задача шкипера — принять груз и отправиться в рейс. По факту должность эта административная, я веду документацию — составляю ведомости для бухгалтерии, заполняю различные заявки. В моем подчинении три матроса и кассир, иногда приходится работать и за матроса, и за кассира. Так что для меня навигация еще не кончилась.

А по поводу переправы что сказать? Конечно, одного парома, хоть и такого большого, как наш «Капитан Богуславский», мало. Смотрите, сколько машин скопилось. У большинства водителей семьи, дети, их ждут дома. Некоторым за простой придется доплачивать грузополучателям из своего кармана. Остается только надеяться и верить и пожелать мужчинам удачи на дорогах!

Уже нет сил ругаться

Больше недели стоит на паромной переправе водитель Евгений из Нерюнгри.

«Вы знаете, уже нет сил ругаться, качать какие-то права. С напарником просто тупо сидим, молча ждем. Кстати, у него завтра день рождения, его очень ждут дома.

Но никакой надежды на то, что мы заедем на паром сегодня, нет. Осень была теплая, затяжная, наш грузоотправитель надеялся, что мы переправимся через Лену без проблем. Оказалось не так. А нам обещали заплатить больше обычного — посмотрим…».

Фурор в социальных сетях произвела инициатива предпринимателя Сарэла Тихонова. Вместе с коллективом своего предприятия он приехал на переправу, чтобы бесплатно напоить чаем всем желающих и раздать бутерброды.

«Мы разлили чай желающим, раздали бутерброды. Народ, конечно, реагировал по-разному. Слышали даже: «Опять выборы?», и смех, и грех.

Спасибо огромное моим продавцам и работникам склада, у вас большое сердце. Не каждый так потратит свой выходной. У меня есть команда, и это радует. До слёз», — написал предприниматель на своей странице. Отдельные люди в комментариях тоже начали вслух мечтать о том, чтобы провести сопоставимую акцию. Также несколько человек заявили, что после этого они «начали больше любить свой город».

Фото: korabel.ru

Георгий Спиридонов

Якутия

«ГАЗель»: рожденная перестройкой
Что общего между слоном и шинами?
Центральный участок ЗСД: строительство под землей и над водой
Фура не прокатит
Новая примета: брачные узы прочнее, когда молодых везет в ЗАГС тягач