Перевозка дорогостоящей техники: как избежать ущерба?

Перевозка дорогостоящей техники: как избежать ущерба?
6 августа на трассе М-5 в районе поворота на Усинское преступники на двух машинах пристроились сзади фуры и на ходу начали перекладывать товар в свою машину. Товар в фуре оказался не из дешевых - телефоны, планшеты и другие гаджеты на 45 млн. рублей. Все происходило как в голливудском фильме: преступник выбрался на капот через лобовое стекло и взломал двери... Что может помочь перевозчикам, перевозящим дорогостоящую технику, спать спокойнее?

При перевозке дорогостоящих грузов – компьютерной и бытовой техники – перевозчики зачастую испытывают ущерб, напоминает портал Cargonews.lt. Хотя те, кто перевозят грузы такого типа, как правило, прекрасно знают о возможных рисках, а грузоотправители часто такие грузы страхуют договором страхования грузов (all risk), однако масштабы краж остаются не маленькими. Это подтверждают и все крупные страховые компании.

Самая большая проблема – кражи

Ущербы, связанные с перевозкой бытовой и компьютерной техники, являются одними из самых частых, с которыми сталкиваются перевозчики. Только компания «ERGO Insurance» в Литве в период c 1 июля 2013 июля по июль 2014 года зарегистрировала 371 ущерб страхования гражданской ответственности перевозчиков CMR. Около 20 проц. всех ущербов, зарегистрированных «ERGO Insurance» произошли именно во время перевозки бытовой и электронной техники.

Транспортные средства, перевозящие бытовую и компьютерную технику, чаще всего страдают от воров. «Кражи составляют большую часть ущербов и, как правило, во время краж страдают дорогие и на рынке легко реализуемые грузы, именно такие как компьютерная, аудио/видео техника, средства связи», – утверждает Арунас Разюнас, руководитель Отдела коммерческого риска страховой компании «Lietuvos draudimas».

С ним согласна Дайна Саржицкене, юрист и главный эксперт по страхованию рисков страховой компании «If». По ее словам, особенно часто случаи воровства происходят во время отдыха водителя.

«Очень опасными являются места перед воротами отправителя, получателя и на обочинах автомагистралей»,

— говорит представительница страхового общества «If».

Это признает и А. Разюнас. По его мнению, товары выбираются во время перерывов между вождением, прорезав тент, нередко дорогая бытовая и компьютерная техника воруется из терминалов.

Риск зависит и от территории

С самым большим риском ущерба, перевозчики традиционно сталкиваются при перевозке компьютерной и бытовой техники в странах Восточной Европы и СНГ.

«При перевозке сухопутным транспортом больше всего краж дорогих грузов происходит именно в странах Восточной Европы – в Латвии, Польше, Словакии, а при перевозках железнодорожным транспортом кражи часты на станциях стран СНГ, а особенно в Казахстане», – утверждает руководитель Отдела коммерческого риска страховой компании «Lietuvos draudimas».

Все же до данным «ERGO Insurance», в Восточной Европе отмечается яркая тенденция уменьшения краж грузов. Тенденцию уменьшения краж дорогостоящих грузов в странах Восточного блока руководитель отдела страхования грузов, техники и гарантий европейской компании «ERGO Insurance » в Литве Дарюс Бивайнис связывает с строгим контролем и штрафами. Обычно в Россию дорогостоящие грузы перевозятся с вооруженным сопровождением, а за такие преступления предусмотрены строгие наказания», – говорит эксперт «ERGO Insurance».

С июля прошлого года по июль нынешнего года более чем 30 проц. краж, зарегистрированных в «ERGO Insurance» было совершено в Англии. Как правило, перевозчики, направляющиеся в Испанию, перерывы между вождением стараются сделать еще до въезда в Испанию, которая славится кражами. Данные «ERGO Insurance» свидетельствуют о том, что Испания и Бельгия являются теми местами, где воруется больше грузов.

Тентовый полуприцеп или полуприцеп с жестким кузовом?

Принято считать, что бытовую и компьютерную технику лучше перевозить на транспортных средствах с жестким кузовом, так как тенты легко порезать. «Дорогие грузы всегда рекомендуется перевозить только на транспортных средствах с жестким кузовом (изотермические), во время отдыха останавливаться только на охраняемых стоянках, позаботиться об оборудовании для защиты полуприцепа», – говорит представитель «ERGO Insurance» Д. Бивайнис. Ему вторит и представительница «If» Д. Саржицкене. «Конечно, что безопаснее перевозить с полуприцепом с жестким кузовом, потому что тент может «послужить» для воров простым способом узнать о том, какие товары перевозятся. Бывает, но не часто, что клиенты в договорах указывают требование перевозить груз лишь на транспортном средстве с жестким кузовом. В договорах чаще требуется останавливаться на охраняемых площадках», – говорит Д. Саржицкене. Поэтому она советует при перевозке дорогостоящих грузов, таких как бытовая и компьютерная техника, иметь двух водителей и заранее планировать безопасные места для ночлега. По словам специалиста, заинтересованными безопасно перевозить дорогостоящие грузы являются и должны быть все: отправитель груза, его получатель, перевозчик, страховые компании. «Чем безопаснее осуществляется перевозка, тем выше шансы, что груз достигнет получателя в целости и сохранности», – говорит Д. Саржицкене.

Риск при транспортировке бытовой и компьютерной техники с тентовым полуприцепом является более высоким,

но если договором страхования не предусмотрены требования, которые должны соблюдать перевозчик/страхователь, переправляя груз, страховщик возмещает убытки, независимо от типа транспортного средства.

Выход –страхование «от всех рисков»

Следует заметить, что при перевозке дорогой бытовой и компьютерной техники согласно Конвенции CMR ответственность перевозчика является ограниченной. Поэтому грузоотправители в случае несчастья обычно получают только частичную компенсацию, а в случаях, когда происходит вооруженное ограбление, сгорает или тонет паром компенсация вообще не выплачивается.

Как CargoNews.lt утверждал специалист по вопросам страхования Литовской национальной ассоциации перевозчиков автомобилями «Linava» Гинтарас Лещинскас, без сомнения риски перевозки должен оценить отправитель. «Именно владелец груза должен указать, на каких условиях, груз должен перевозиться, как должен крепится. Упаковка груза – тоже дело владельца груза», – рассказывает Г. Лещинскас. И хотя ответственным за погрузку груза является отправитель, однако эксперт обращает внимание, что любая ответственность после подписания CMR накладной уже ложится на плечи перевозчика, за исключением случаев, когда в CMR накладной делается соответствующая отметка о повреждении груза во время погрузки.

По этим причинам советуется такие грузы страховать страхованием «от всех рисков». В случае причинения вреда компенсация будет исчисляться в независимости от веса груза. По словам Г. Лещинскаса,

страхование «от всех рисков» является идеальным вариантом при перевозке дорогостоящей бытовой и компьютерной техники.

Ему вторит и представитель страховой компании «Lietuvos draudimas» А. Разюнас. «Риск кражи страхуется двумя способами, однако дорогостоящие грузы очень чувствительны к факторам окружения, поэтому нельзя заранее предвидеть все потенциальные угрозы. Клиентам рекомендуем страховать грузы от всех рисков», – советует А. Разюнас.

Что могло бы помочь?

Г. Лещинскас перевозчикам, занимающимся перевозкой дорогостоящих грузов, таких как бытовая и компьютерная техника, и желающим избежать ущерба вследствие повреждения груза, настойчиво советует внимательно проверить груз еще во время погрузки груза, и только тогда подписывать документы о приеме груза. «Иногда визуально выглядит, будто бы груз загружен красиво, но нужно все обойти, все внимательно осмотреть, а если понадобится и пальцем показать», – советует Г. Лещинскас.

Д. Саржицкене, юрист и главный эксперт по страхованию рисков страховой компании «If» советует перевозчикам и экспедиторам, при перевозке компьютеров и бытовой техники, стараться чтобы не пострадала информация. «Случается так, что перевозчик не знает, что перевозит и не предпринимает дополнительные меры безопасности. Поэтому лучше рекомендовать грузоотправителю дополнительно упаковать груз, чтобы спрятать знаки товаров», — говорит она.

Не менее важно, по ее словам, и должным образом спланировать маршрут: «Если это возможно нужно планировать путешествие на пароме – парковать автомобили на нижнем этаже парома, который закрывается – в таких случаях ущерб минимален», – советует Д. Саржицкене. Ей вторит и представитель «ERGO Insurance» Д. Бивайнис. «Лучше всего выбирать постоянные и временем проверенные маршруты. Полезно проводить различные тренинги и аттестации для водителей, необходимо постоянно присматривать за парком транспортных средств», — рассказывает специалист.

Д. Саржицкене предупреждает, что

охраняемые площадки почти во всех случаях не несут никакой материальной ответственности:

«Надо договариваться с рядом стоящими водителями и постоянно следить за автомобилями», – предлагает специалист страховой компании «If».

Небольшие партии бытовой и компьютерной техники советуется грузить в центре полуприцепа возле водителя, чтобы к грузу было труднее добраться.

Грабители с М-5

Что касается криминального происшествия на трассе М-5, с рассказа о котором мы начали эту статью, то он закончился относительно благополучно. Водителя фуры по рации предупредил следовавший приятель, следовавший за ним. Когда грузовик начал сбавлять ход, преступники на высокой скорости уехали в сторону Самары. Впоследствии одну из машин задержали на посту у Волжской ГЭС.

Однако, как сообщает МУ МВД России "Сызранское", под Сызранью на трассе М-5 "Урал" участились кражи и грабежи проезжающих машин. С начала года на участке федеральной трассы в 90 километров, за которые отвечает данное МУ МВД, произошло 19 таких преступлений. Из них раскрыто было всего два...

Поэтому надеемся, что данная статья окажется полезной не только для международных перевозчиков, но и для тех, кто возит грузы по России.

В статье использованы материалы портала Маленькая Сызрань.рф

Фото: smolensk.rfn.ru

Adomas Taraskevi?ius

Cargonews

101 рекомендация по управлению складом
Литовские перевозчики, работающие за границей, стали заложниками техосмотра
Кубань нуждается в ежегодном вводе 60-80 тыс. кв. м складов
Дальнобойщики из западных областей Украины видят донецких гаишников - и радуются
Крупные производители шин ожидают роста прибылей во второй половине 2014 года