Почему на границе между Крымом и Украиной застряли сотни фур

Почему на границе между Крымом и Украиной застряли сотни фур
Ровно в полночь 27 сентября изменились правила въезда и выезда из Украины в Крым, а также ввоза и вывоза оттуда любых товаров. Особой пикантности произошедшему добавило то, что разгар событий пришелся на субботу и «разруливать» ситуацию, близкую к чрезвычайной, чиновники начали лишь с понедельника. Ну а «крайними» в этой ситуации оказались обычные дальнобойщики, не успевшие проскочить границу до «часа Х».

Суббота 27 сентября. Пропускной пункт Чонгар на границе с Крымом. Сотни фур простаивают. Десятикилометровые очереди и в направлении полуострова, и в направлении материка. С полуночи 27 сентября ни один дальнобойщик не пересёк границу с Крымом.

Все товары, которые везут на полуостров, теперь нужно декларировать как при выезде за границу и иметь на это лицензии. И всё дело в новом законе Украины № 1636 от 12.08.14 г. «О создании свободной экономической зоны Крыма и об особенностях осуществления экономической деятельности на временно оккупированной территории Украины».

"Самой процедуры исполнения этого закона таможенники не знают. Они перестраховываются. Они в 12 ночи перекрыли, все движение остановили", - объясняют водители.

С утра 27 сентября возмущённые водители даже  перекрыли трассу.

Успокоить людей приезжал губернатор Херсонской области. Впрочем, ничем так и не помог.

"Стою с молоком, срок реализации молока - 7 дней. Здесь я простоял 3 дня. Пока все это будет делаться, пройдет еще 3 дня. Потом я туда привезу, мне скажут: извини, за один день мы его не продадим. Получается, 19 тонн молока надо выкинуть", - разводит руками дальнобойщик.

В государственной таможенной службе Украины заявили, водители сами виноваты в сложившейся ситуации.

Мол, целый месяц на всех пропускных пунктах Херсонской области им разъясняли, как изменятся с 27 сентября правила пропуска грузов на территорию Крыма. Время подготовиться было. Тем более, что поставщики и перевозчики товаров на полуостров - постоянные. А вот процедура - нет.

"Все дело в том, что никто про этот закон не знал", - уверяет дальнобойщик Роман.

"Обратиться в соответствующие таможенные органы, где существуют эти предприятия, для аккредитации в качестве субъекта внешнеэкономической деятельности, формирования соответствующего пакета документов и предоставления в Херсонской таможни, сегодня таможней на границе", - объясняет Анатолий Макаренко, председатель Государственной таможенной службы Украины.

А на Херсонской таможне сообщили, никаких поблажек в виде упрощённой процедуры пропуска не будет.

Впрочем, компании, которые раньше работали на экспорт или вовремя позаботились о получении новых документов, попадают в Крым без проблем.

Ну а водителям без лицензий придется либо разворачивать машины обратно, либо ждать, когда фирмы, чьи грузы застряли в Чонгаре, оформят необходимые бумаги и подвезут их на границу.

Между тем пробка на границе Херсонской области с Крымом растет и, наконец, достигла рекордных тринадцати километров. Водитель грузовика Василий Кудря уже четвертые сутки стоит на КПП "Чонгар". Его накладная на товар уже не действует. А декларации не оформил.

Таможенники предлагают либо зарегистрировать документы через брокеров, электронным способом, либо возвращаться с грузом для оформления документов по месту получения товара.

"Созваниваемся с таможенными брокерами, предоставляем людям телефоны таможенных брокеров во всех областях", – сообщил начальник таможенного оформления КПП "Чонгар" Владислав Ракша.

"Звоним брокерам, они сами не знают, как это делать. Но вы посмотрите на ту территорию, там из-за этого тоже никого не выпускают – ни туда, ни обратно", – рассказал дальнобойщик Василий Кудря.

"Люди были немного не подготовлены к этому, поэтому создается такая напряженная ситуация", – признает Владислав Ракша.

Большие пробки – еще на двух КПП. Дальнобойщики возмущены. Говорят, что их не предупредили о введении новых правил. Напряженность нарастает.

На пункте въезда-выезда возле села Ставки Каланчацкого района области ссора через место в длинной очереди закончилась тем, что житель Крыма вытащил стальной лом и им огрел по голове конкурента дальнобойщика, который вместо продолжения маршрута попал в реанимацию. А на блокпосту у села Каирка другой разъяренный водитель набросился с кулаками на сержанта из батальона территориальной обороны «Збруч». Тот был вынужден защищаться, и прострелил нападавшему бедро. Раненый истек кровью и умер по дороге в больницу.

"Будет увеличено количество людей, которые будут оформлять грузы. Думаю, проблема будет решена в ближайшее время. Нашей армии необходима каждая копейка, каждый рубль. Мы не можем позволить себе прозрачные границы", – обещает председатель Херсонской областной администрации Андрей Путилов.

Наконец, очередь несколько уменьшилась – кто смог, развернул машины. Василий – один из тех, кто вынужден стоять – на обратную дорогу не хватит горючего. Выгоду от затора имеют разве что местные жители. Они продают обеды водителям по 50 гривен, кофе и чай расходятся по 5 грн. А вот туалетом служит степь…

Почему же не могут помочь брокеры?

Как рассказал дистрибутор одной из крымских продовольственных компаний, «в понедельник, 29 сентября, ситуация на таможне была очень простая: таможенное руководство (в частности, мы обращались в мелитопольское отделение) отвечает нашим поставщикам, желающим ввезти товар, что документ, который должен регулировать особенности таможенного оформления грузов, к ним еще не поступал. Посему, грузы в Крым они отказываются затамаживать в принципе. Если бы везли груз в РФ, то они знают и могут, а по Крыму - инструкций ещё нет. Ждите…».

Пока что, как говорят в симферопольском ЧП «Платан» (специализируется на торговле строительно-отделочными материалами) понятно лишь то, что комплект документов, который требовался перевозчику ранее, нужен будет и теперь. Это копия договора купли-продажи заверенная мокрой печатью (регистрация покупателя должна быть крымская); ТТН; расходные накладные; сертификаты с мокрой печатью; документ об оплате грузу и, естественно, договор об оказании услуг на перевозку.

Но, по словам предпринимателей, аккредитацию на таможне имеют не более 20% грузоотправителей. Объясняется этот феномен очень просто – все они работают на внутреннем украинском рынке, т.о. получать «статус» субъекта ВЭД никакой нужды им не было.  

Украинские перевозчики опасаются, что в результате нововведений «вкусное» крымское направление в значительной степени иссякнет. Дело в том, что стоимость грузоперевозок по Украине сейчас составляет 6-7 грн./км (при цене ДТ в 16 грн/л). А вот фрахт в Крым сейчас «тянет» на 10-12 грн./км, при учете того, что по пути на материк фуры «под завязку» заправляются соляркой по 11 грн./л (в пересчете с рубля).

Правда, есть у предпринимателей надежда на то, что в связи с введением таможенного режима на админгранице с Крымом, стоимость фрахта в Крым сравняется с российским направлением ($1,5-2/км). Но, как сетуют они, «контрабас» закончился, к этому все и шло». Грузопоток на полуостров неминуемо снизится, при этом освободившиеся фуры начнут конкурировать за перевозки по Украине, еще больше сбив внутренние цены на эту услугу.

По материалам podrobnosti.ua, segodnya.ua, business.ua, newsprolife.com.ua

Фото: an-crimea.ru

Протекающие тенты скоро уйдут в историю
«Как я открыл бизнес по перевозкам из Китая»
Почему в США и Германии километр новой дороги дешевле и качественнее, чем в Челябинске?
Строительство складов в Москве переживает инвестиционный бум
Варите и везите