Приехали: В 2013 году рынок коммерческой техники достиг насыщения

Парк: что и как?

По итогам первого полугодия 2013 года парк коммерческой техники России оценивается в 7,9 млн автомобилей, за год рост составил почти 300 тыс. шт., или 3,9%.

На рынке можно выделить четыре основных сегмента: легкая коммерческая техника (LCV) массой 3,5 т, куда входят малотоннажные грузовики и микроавтобусы, среднетоннажные грузовики (CV) массой 3,5-16 т, тяжелые грузовики (HCV) массой больше 16 т и автобусы (BUS).

Продукция Горьковского автозавода занимает более трети парка в сегментах легкой коммерческой техники и среднетоннажных грузовиков. В сегменте HCV почти 40% машин приходится на КамАЗ, примерно такую же долю занимают автобусы ПАЗ в своем сегменте.

Всего же на конец 2012 года доля отечественной техники в парке составляла 72,8%. В сегменте среднетоннажных грузовиков это значение самое большое - 90,9%. Доля отечественных автобусов в автопарке составляет 75,3%, тяжелых грузовиков - 66%, а легкой коммерческой техники -- 63,1%.

В последние несколько лет стабильно росли парки тяжелых грузовиков и легкой коммерческой техники. Рост первых определялся увеличением товарооборота в стране и, следовательно, потребностью в грузоперевозках, а также подстегивался развернувшимися всероссийскими стройками и развитием добывающей промышленности.

Если в 2008 году на HCV приходилось 13,3% коммерческого парка, то в 2011-м эта цифра составляла 14,7%, а по итогам шести месяцев 2013 года она выросла до 15,5%.

Легкая техника удобна для доставки грузов в пределах города, где зачастую движение грузовиков запрещено или ограничено, также она популярна у индивидуальных предпринимателей и небольших фирм. Одним из основных факторов роста сегмента LCV является использование микроавтобусов в качестве маршрутных такси. С 2008 года доля легкой коммерческой техники возросла на 4,8%, с 43,5 до 48,3%.

Обратная ситуация наблюдается в сегментах автобусов и среднетоннажных грузовиков. Автобусы вытесняются с городских улиц маршрутками, но они все еще востребованы на туристических и междугородных маршрутах, а также в качестве служебного транспорта предприятий. Поэтому они сдают позиции постепенно, потеряв с 2008 года всего 0,6% рынка. Парк среднетоннажных грузовиков с 2008 года сократился почти на 300 тыс. шт., или на 6,3%, до 31,2%, и, вероятнее всего, продолжит уменьшаться. Такая тенденция объясняется, с одной стороны, естественным выбытием грузовиков, произведенных еще во времена Советского Союза, составляющих существенную долю, а с другой - узким спектром применения подобной техники. Среднетоннажный грузовик менее рентабелен при междугородных перевозках, а в городе его применение так же ограничено, как и у тяжелых грузовиков. Поэтому сфера применения CV ограничивается сельским хозяйством, а также специальной и коммунальной техникой.

Рынок: что есть, что будет?

По итогам 2012 года рынок коммерческой техники смог восстановиться после падения почти на 30% в 2009 году и даже превысить докризисный уровень. В 2013 году участники рынка и аналитики предсказывали стабилизацию рынка на уровне прошлого года или даже небольшой рост. В начале года картина начала складываться в соответствии с прогнозами, по итогам января реализация коммерческой техники выросла почти на 8,4% и составила 20,3 тыс. шт., рост наблюдался во всех сегментах, особенно сильно прибавили продажи среднетоннажных грузовиков - на 22%. Результаты февраля относительно февраля прошлого года уменьшились на 7,6%, до 22,9 тыс. шт., при этом заметнее всего сократилась реализация автобусов, почти на 35%.

Весной падение российского рынка коммерческой техники стало набирать обороты.

Итог марта - 24,5 тыс. шт. и минус 20,6%, при этом продажи автобусов уменьшились на 41,3%. После этого можно было уже не рассчитывать на положительную динамику по итогам года. Снижение реализации в апреле составило 8,7%, до 27,2 тыс. шт., в мае падение составило 23,6%. За последний месяц первого полугодия 2013 года в России было продано 25,3 тыс. коммерческих автомобилей, это на 17,2% меньше, чем в июне 2012 года. Реализация легкой техники упала на 15,9%, среднетоннажных грузовиков — на 10,5%, сегмент HCV просел на 26,5%, при этом продажи автобусов выросли на 14,2%, в том числе благодаря существенному количеству заказов, поступивших от муниципальных транспортных предприятий.

В целом по итогам первых шести месяцев 2013 года продажи составили 142,7 тыс. шт., это на 13% (на 21,4 тыс. шт.) меньше, чем в 2012 году. Увереннее всего держится сегмент среднетоннажных грузовиков, потерявший 5,7%. Реализация LCV, на которые приходится более половины всех продаж, снизилась на 11,9%. Продажи тяжелых грузовиков сократились на 17,1%, а автобусов - на 18%.

Доля продаж отечественной техники в первом полугодии увеличилась на 1,2%, до 57,4%. Заметнее всего уменьшились продажи иномарок в сегменте тяжелых грузовиков -- на 1,9%, до 46%. Доля продаж отечественных LCV увеличилась на 1%, средних грузовиков -- на 0,4%, а автобусов -- на скромные 0,1%.

Кто лидеры?

ГАЗ продолжает занимать лидирующую позицию в сегменте легкой коммерческой техники, за полгода было продано 31,7 тыс. автомобилей, это на 10,5% меньше, чем годом ранее. На втором месте УАЗ, пока не сильно отстающий от результатов 2012 года, в первую очередь за счет продаж санитарных версий «буханки» (11,8 тыс. шт., -1,6%). Тройку лидеров замыкает Peugeot (5,9 тыс. шт., -20,2%), сильно сдавший позиции из-за снижения интереса к модели Partner. Продажи Ford выросли более чем на четверть в первую очередь благодаря Ford Transit, используемого в качестве карет «скорой помощи» и маршрутного такси. Самым популярным LCV по итогам полугодия стал «ГАЗ 3302».

Горьковский завод находится на первой строчке и в рейтинге среднетоннажных грузовиков, реализовав за шесть месяцев 6,1 тыс. автомобилей, улучшив прошлогодний результат на 1,8%. На втором месте по объему продаж техники средней грузоподъемности Hyundai (2,6 тыс. шт., -29,3%), на третьем -- КамАЗ (1,4 тыс. шт., -14,5%). При этом три самых продаваемых моделей CV производятся под маркой ГАЗ. На первом месте «ГАЗ 3310 «Валдай» (2,4 тыс. шт., +21,2%), автозаки, на базе которых планирует закупать ФСИН, на второй позиции «ГАЗ 3309» (1,9 тыс. шт., -17,7%), замыкает тройку лидеров полноприводный «ГАЗ 3308 «Садко» (1,5 тыс. шт., -9,6%).

В сегменте грузовиков полной массой более 16 т традиционным лидером остается «КамАЗ», продажи которого упали на 4,8%, до 14,1 тыс. шт. «МАЗ», находящийся на втором месте, стремительно теряет позиции на российском рынке, начиная с марта продажи упали почти на 50% и по итогам полугодия результат белорусского производителя составил 4,2 тыс. шт. и -30,9%, ситуация осложняется утилизационным сбором и нарастающей экспансией иностранных марок. И как в подтверждение этому, на третье место по итогам полугодия поднялась Scania, увеличившая реализацию тяжелых грузовиков на 10,5%, до 3,3 тыс. шт.

Более 30% всех продаж КамАЗа в сегменте HCV приходится на различного рода спецтехнику, занимающую первое место по объему продаж (4,5 тыс. шт., +7,8%). Такие машины закупаются в первую очередь строительными и добывающими компаниями. Еще четверть занимает «КамАЗ 6511» (3,6 тыс. шт., -16,4%), ставший вторым самым продаваемым тяжелым грузовиком. Третье место в модельном рейтинге занимает MAN TGS (2,3 тыс. шт., -29,2%).

С существенным отрывом лидером по продажам автобусов стал ПАЗ (3,4 тыс. шт., -11,3%). На втором месте МАЗ (0,5 тыс. шт., -9,8%). Тройку лидеров замыкает Hyundai (0,4 тыс. шт., -49,8%), такое падение вызвано снижением продаж автобуса County, собираемых на ТагАЗе, переживающем не лучшие времена. Продажи ЛиАЗа по итогам шести месяцев сократились на 72,3%, что, вероятно, связанно с распределением муниципального заказа на городские автобусы в пользу других марок. В рейтинге моделей весь «пьедестал» принадлежит продукции ПАЗ.

Импорт тоже падает

Импорт средних и тяжелых грузовиков на территорию России по итогам первого полугодия 2013 года уменьшился почти в два раза, до 11,6 тыс. шт. Такое резкое сокращение объемов связано с введением в сентябре 2012 года утилизационного сбора. Перед этим можно было наблюдать резкий скачок ввоза автомобилей, дистрибьюторы пытались импортировать как можно больше машин до введения сбора, в том числе чтобы увеличить свою маржу при ожидаемом росте цен. В результате этого сейчас отмечается затоваривание складов грузовой техники.

Импорт легкой коммерческой техники, напротив, вырос почти на 27%, заметнее всего объемы нарастили не имеющий сейчас своего производства в России Fiat, а также Hyundai, Iveco и Mercedes.

Чего ждать и что делать?

Согласно прогнозу АА «Автостат», по итогам 2013 года ожидается спад рынка коммерческой техники. При этом величина падения для каждого из сегментов будет отличаться. В целом падение рынка, на наш взгляд, обусловлено нестабильной экономической обстановкой и отсутствием каких-либо крупных государственных проектов в ближайшей перспективе типа Олимпиады-2014, которые могли бы способствовать бурному росту продаж сегмента коммерческой техники, как это происходило в последние два года.

Наибольшее падение рынка ожидается в сегменте тяжелых грузовых автомобилей.

По итогам года рынок машин с полной массой свыше 16 т упадет почти на 20%, до отметки 82-83 тыс. шт. Лидером сегмента традиционно является продукция КамАЗа. Второе место останется за МАЗом. А вот третье место, скорее всего, поделят между собой Scania и Volvo. Рынок среднетоннажной техники в 2013 году упадет менее прочих (5,9%). Такое небольшое падение обусловлено тем, что после высокого уровня продаж в 2008 году (когда было зарегистрировано более 43 тыс. новых грузовиков CV) и глубокого падения в 2009 году данный сегмент вплоть до 2013 года не смог приблизиться к докризисному уровню продаж. Здесь тройка лидеров останется без изменений, в 2013 году на ее долю придется 63-64% от продаж в сегменте. На первом месте по-прежнему останутся среднетоннажники ГАЗ, за ним последуют модели Hyundai, а замкнет тройку КамАЗ.

Легкий коммерческий транспорт в текущем году покажет падение в 9-10%.

Самым зависимым рынком от государства смело можно считать рынок автобусов. Львиная доля продаж сегмента - это государственные закупки. По нашим расчетам, в 2013 году в России будет зарегистрировано чуть более 16 тыс. автобусов, что практически на 10% ниже значения 2012 года.

Помимо утилизационного сбора ситуацию на рынке осложняет начавшаяся в России рецессия. На фоне замедления роста экономики, грозящего перерасти в новый кризис, уменьшаются объемы товарооборота, что, в свою очередь, негативно сказывается на продажах коммерческой техники. Сократились инвестиции в строительство и промышленность, а также ВВП. Малый бизнес, в свою очередь, сталкивается с увеличившейся налоговой нагрузкой.

На фоне всего вышеперечисленного производители коммерческого транспорта, желающие открыть производство в России, оказываются перед непростым выбором. С одной стороны, собственный завод позволит значительно снизить издержки, связанные с таможенной отчисткой, и получить налоговые льготы и другие преференции. С другой — на падающем рынке труднее будет вернуть вложенные средства, при этом для получения льгот требуется соблюдать нормативы по локализации производства, а это означает появление дополнительных проблем, в первую очередь с поставщиками.

В наиболее выгодном положении оказываются производители, имеющие в своей продуктовой линейке легковые и коммерческие модели, как, например, Ford. Это позволяет легче соблюдать уровень локализации, рассчитывающейся по всему модельному ряду.

Для производителей исключительно коммерческого транспорта начать сборку своей техники на территории России несколько сложнее. В настоящее время в нашей стране имеют свои производства Mercedes, Renault, Volvo, Hyundai, Scaniaи и др. Немецкий MAN построил сборочный завод под Санкт-Петербургом, но уже год не может запустить производство из-за проблем с лицензией.

По итогам шести месяцев 2013 года на иномарки, собранные в России, пришлось около 15% продаж.

Сейчас для привлечения иностранных инвестиций на федеральном и региональном уровнях создается множество особых экономических зон и промышленных парков, предоставляющих для будущего производства не только льготы, но и инфраструктуру. Некоторые из таких объектов создаются на базе крупных заводов, имеющих избыточную площадь, например ГАЗ и ЗМЗ. В настоящее время обсуждается похожий проект по производству коммерческих автомобилей под марками Fiat и Renault на мощностях ЗИЛа. Еще одним вариантом является создание совместного предприятия с российским партнером, что должно уменьшить объем требуемых инвестиций и упростить выход на требуемый уровень локализации.

Ситуация с продажами коммерческой техники является только частью картины, сложившейся в стране. Продажи сильно зависят от общеэкономической ситуации, а прогнозы относительно России в большинстве своем негативны. Для изменения ситуации необходимо появление факторов роста, в том числе и в виде государственной поддержки, пока что в отсутствие реакции со стороны руководства страны вряд ли можно рассчитывать на скорые изменения.

Фото: abss.ru

Алексей Муханов, АА «Автостат»

РБК

Во что нам обходятся наши дороги
Война за Q-Park в Татарстане: госбанк Ирландии и «Альфа-групп» vs миллиардер из Дублина
А. Котов: «Перекрытия федеральных трасс не за горами»
Лихославльские радиаторы. Новые технологии – новое качество
Федеральная контрактная система – первый шаг к прозрачному рынку