Российская логистика: выжить и преуспеть в зоне турбулентности

Российская логистика: выжить и преуспеть в зоне турбулентности
Было в 2014 году больше плюсов или минусов? Как изменился российский логистический рынок? Оправдал ли уходящий год надежды грузоперевозчиков? Какие планы удалось реализовать? Что ждут логисты от 2015-го? Какие задачи собираются решать? Редакция «АТИ Медиа» обратилась к участникам рынка с просьбой поделиться своими соображениями о том, куда двигался российский рынок логистики в 2014 году и как, по их мнению, он будет развиваться в новом 2015.

Конечно, 2014 год был непростым как для российской экономики в целом, так и для логистического рынка, в частности. Не будем скрывать, некоторые отвечавшие не сдерживали негативных эмоций, рассказывая о том, как по их бизнесу «прокатил» 2014 год.

«Позитива практически не было. Рост курса евро – основной источник негатива: 75% подвижного состава компании находится в лизинге  с погашением в евро – а во время заключения договора курс был меньше 40 рублей за евро!» - говорит Дмитрий Кадомский, заместитель генерального директора «Совавто-Санкт-Петербург». К тому же из-за санкций практически встали реф-перевозки, добавляет он. В этой ситуации у компании  на ближайший год единственная задача – сохранить бизнес и пройти трудные времена с наименьшими потерями.

С тем, что негатива в 2014 году хватало, согласится любой участник рынка. Говорить, что рынок абсолютно здоров, не приходится. Но рынок состоит из множества компаний, каждая из которых ищет и находит свои способы справляться с кризисом. Более того, многие участники рынка не скрывают, что в сложившейся ситуации открывают для себя новые возможности для развития. Вопреки, а, иногда, и благодаря суровым внешним обстоятельствам.

Стремительно меняющийся рынок

2014 год был богат на события. Попробуем вспомнить основные вехи уходящего года, прямо или косвенно затронувшие российские логистические компании.

Напомним, что начался 2014 с того, что все крупные операторы экспресс-доставки столкнулись с задержками в таможенном оформлении грузов, ввозимых в адрес физических лиц. «В нашем случае это были покупки из ограниченного перечня интернет-магазинов, - рассказала Анна Клинскова, директор по продажам и маркетингу DHL EXPRESS в России. -  В этих условиях мы были вынуждены временно приостановить импорт для частных лиц. Однако, благодаря конструктивному диалогу Ассоциации экспресс-перевозчиков с таможенными органами мы совместно смогли прийти к решению этой проблемы и возобновили доставку для наших клиентов».

Вхождение Крыма в состав России весной 2014 года для многих перевозчиков открыло новое направление перевозок и расширило географию поставок. «После того как Крым стал частью России и крымский бизнес осознал это, нам начали приходить запросы на доставку различных грузов на полуостров, как из Европы автомобильным транспортом, так и из Юго-Восточной Азии морским. Можно отметить, что это событие поспособствовало расширению географии перевозок силами нашей компании», - вспоминает начальник отдела мультимодальных перевозок ACEX Group Алексей Липатов.

На протяжении 2014 года, говорит Алексей Липатов, спрос на автомобильные перевозки из Европы рос, как отдельными машинами, так и в составе сборных грузов - вплоть до сентября. Однако, осенью негативные тенденции на логистическом рынке стали нарастать. Снижение спроса на перевозки из Европы после введения эмбарго на целый ряд товаров из Европы и серьезное падение рубля по отношению к доллару и евро к концу года перечеркнуло все достижения предыдущего периода .

С  начала осени изменения на российском логистическом рынке шли в нарастающем темпе. Многие налаженные логистические схемы канули в небытие, вместо них стали выстраиваться новые. Были в происходящем и свои плюсы. Ситуация неопределенности подтолкнула клиентов к тому, чтобы проявлять больше гибкости в отношениях с потенциальными партнерами, и многие логистические компании не преминули этим воспользоваться.

«Кризис заставил многие компании поменять маршруты, поменять перевозчиков, поменять даже вид деятельности. Компании стали более лояльными и открытыми для новых предложений. И это сказалось на наших продажах, - отметил президент компании «Боргер» Георгий Коньков. -  В 2014 году у нас появилось много новых клиентов, было запущено много новых проектов и наработок».

Но есть и обратная сторона медали, признается Георгий Коньков: у некоторых клиентов возникли проблемы с оплатой товаров в связи с курсовым скачком и другими последствиями кризиса. Много компаний осенью просто остановили свою деятельность и стали ждать, как будет развиваться ситуация дальше. Некоторые притормозили закупки, не зная, по какой цене придется реализовывать свой товар  и что завтра будет с курсом рубля.

«В 2014 г количество запросов снизилось на 25%, за каждого потенциального заказчика приходится бороться, выдерживать серьезную конкуренцию. Год прошел под знаком переосмысления рынком подходов к ведению бизнеса, перехода на так называемый «умный бизнес», что подразумевает сокращение издержек, гибкий подход к ценообразованию, оптимизацию всех процессов, предложение новых услуг», - рассказал Андрей Савин, директор клиентского отдела компании «ТРАФТ».  

Георгий Коньков сообщил, что объемы заказов постоянных клиентов сократились в 3 раза. «Исключений почти нет, - подчеркивает он. - Исключением являются  только сезонники. Если они хотят остаться на рынке, то им приходится реализовывать свою продукцию в определённые сроки для того, чтобы сохранить свою клиентскую базу и бизнес. Поэтому они вынуждены активно работать вне зависимости от каких-либо внешних и внутренних факторов».

В такой ситуации крайней неопределенности

рынок грузоперевозок стали покидать слабые игроки: мелкие перевозчики, новички, не успевшие накопить «запас прочности», несостоятельные экспедиторские компании.

«Массово покидают рынок несостоятельные экспедиторские компании, причем даже те, которые работали на рынке 5 и более лет, - говорит ведущий маркетолог транспортной компании «Делко»  Наталья Селиванова. - В долгосрочной перспективе это неплохо: уход слабых игроков в дальнейшем повысит уровень надежности и качества оказания услуг. Однако, сейчас это «нервирует» рынок, так как процесс только начался и вместе с ним рынок начал заметно демпинговать, ведь низкие цены появляются часто в преддверии ухода с рынка компании».

Проблема демпинга волнует многих перевозчиков. «В уходящем 2014 году наша компания столкнулась с проблемой «неравной конкуренции», когда при легальной работе с заказчиками приходится конкурировать с нелегально работающими фирмами, которые могут позволить себе значительно занижать цены. Нам пришлось расторгнуть несколько крупных и многолетних договоров, но вместе с тем, мы получили мощный импульс для поиска новых клиентов, ценящих качество предоставляемых услуг», - сообщил генеральный директор компании  «ФестЛИМ» Михаил Коробков.

«Объемы перевозок нашей компании увеличились, но это произошло из-за увеличения количества клиентов вследствие конкурентной борьбы, а не увеличения объемов перевозки у существующих клиентов», - констатирует генеральный директор  «ИТЕКО Евразия» Вячеслав Кудинов.

На фоне снижения маржинальности операций логистическим компаниям приходится с удвоенной энергией бороться за новых клиентов и за увеличение объемов перевозок. Как в сказке про Алису, чтобы оставаться на месте, приходится бежать вдвое быстрее… Остановиться же в этой ситуации по сути означает покинуть бизнес. Не выдержавшие жесткой конкуренции, уходящие с рынка компании уже вряд ли смогут вернуться обратно.

«На фоне снижения ставок и обесценивания рубля будет достаточно жёсткая игра, и нам надо будет показывать все свои сильные стороны. Если кто-то сейчас остановится, возьмёт тайм-аут на год-полтора – ему потом будет практически невозможно вернуться обратно в бизнес, так как все его клиенты будут распределены. В данной ситуации выиграет не тот, кто будет ждать, а тот, кто продолжит движение вперед», - резюмирует Георгий Коньков.  

Что беспокоит перевозчиков

По-прежнему российская логистика устроена так, что «все дороги ведут в Москву», поэтому, отвечая на вопрос о том, что мешало работе компании в уходящем году, многие перевозчики негативно отзывались об ограничениях на въезд в Москву для большегрузов.

«Нам пришлось временно перейти на работу с наемным транспортом по городу, что оказалось очень неудобно. Для собственного же транспорта теперь намного сложней возвращаться в Москву из-за того, что стало принципиально важным, где находится пункт выгрузки», - рассказал Михаил Коробков.

В 2015 году, полагает Андрей Савин, на фоне сокращения объемов перевозок и выживания игроков рынка грузоперевозок, конкуренция на рынке  грузоперевозок по Москве обострится. «Как показывает практика, в таких условиях выживают компании, которые не только раньше других осознают необходимость перемен, но и умеют быстро их претворять в жизнь», - говорит он.

Низкое качество российских дорог и постоянно растущие расходы на содержание машин – еще один непреходящий источник беспокойства для перевозчиков.

«Более 60% грузопотоков страны проходится всего лишь на 5% ее дорог.

Качество дорог низкое, что дополнительно ведет к росту затрат на ремонт и эксплуатацию транспорта, особенно зарубежного производства, - говорит директор ООО  «Мобиле» Никита Болондинский.  – В результате расходы  на содержание машин постоянно растут – сюда также вносят свою лепту стоянки, транспортный налог, зимняя резина, ограничения на въезд, штрафы, необходимость установки тахографов и т. п.»

Проблемы у ряда российских производителей также «аукнулись» перевозчикам. Закрытие или приостановка производства некоторых пивоваренных заводов, в частности, уменьшило ожидаемую валовую прибыль ГК «ГорбуновЪ» , хотя в целом по результатам 2014 года ее валовая прибыль все же увеличилась. ГК  " ГорбуновЪ" открыла в этом году больше 15 филиалов, увеличив оборот по сравнению 2013 годом на 40%.  

Ненужные эксперименты в российском таможенном законодательстве и пробуксовка ожидаемых нововведений также не могут не беспокоить перевозчиков. «Все ждали, что правительство России введет возможность электронного декларирования, - говорит коммерческий директор компании  СДЭК Сергей Егоров. -  К сожалению, ситуация, в лучшую для нас сторону, не изменилась. Более того, сейчас мы из-за таможенных экспериментов приостановили оформление грузов на таможенных постах Новосибирска и Екатеринбурга. А это для нас, международной компании курьерской экспресс-доставки, означает торможение в развитии».

Разумеется, приостановка торговых отношений с рядом западных стран самым непосредственным образом сказалась на состоянии российского логистического рынка. Как после падения костяшек домино одна увлекает за собой другую, так «эффект падающего домино» коснулся каждого участника цепочки поставок – от международных перевозчиков до региональных.

«Некоторые наши клиенты, поставляющие товар в торговые сети, сотрудничали с компаниями из стран, с  которыми Россия приостановила торговые отношения. Среди них есть такие, кто закупает товар или ингредиенты в других валютах, и им до сих пор не удается договориться с сетями по поводу повышения стоимости продукции, - рассказал Денис Китушкин, коммерческий директор  «Очаковской Логистической Компании». - Мы стали сотрудничать со многими новыми компаниями, которые вошли в торговые сети совсем недавно, в том числе благодаря ограничениям на продажу европейских товаров, но неудачи у давних партнеров расстраивают».  

Еще больший удар по бизнесу многих участников ВЭД нанесло ослабление российской валюты. «Если после введения санкций все участники ВЭД сориентировались довольно быстро и начали искать возможности закупки товаров в других странах, то ослабление рубля поставило многие компании в тупик, так как заложенная себестоимость в рублях сильно выросла, и никто не понимает что будет с валютой в ближайшее время», - говорит Алексей Липатов.

В результате, как признаются многие перевозчики, «привычного» декабрьского роста объемов перевозок в 2014 году они так и не увидели.

«Рыночная ситуация в конце 2014 года перешла из состояния неопределенности в состояние непредсказуемости», - резюмирует Никита Болондинский.      

Что год грядущий российским логистам готовит?

Однако, несмотря на состояние непредсказуемости, уже сейчас некоторые события 2015 года вполне можно предвидеть. С большой долей вероятности можно утверждать, что перевозчикам придется столкнуться наряду с ростом привычных затрат с новыми расходами, которые они уже закладывают в свои финансовые расчеты.

«В 2015 году нас ждет введение платного проезда по всем федеральным трассам и неизбежное подорожание сопутствующих товаров, необходимых для осуществления нашей деятельности (таких как топливо и автозапчасти). Со многими заказчиками у нас заключены долгосрочные договора, цены на перевозки в которых прописаны на год вперед. А все вышеперечисленные изменения увеличат наши издержки и потребуют пересмотра договоров, что может негативно отразиться на партнерских взаимоотношениях с заказчиками», - прогнозирует Михаил Коробков.

Андрей Савин полагает, что основным фактором риска в сфере  автомобильных грузоперевозок останется цена дизельного топлива, которое по прогнозам специалистов вырастет в 2015 году на 20-30% до уровня 32 – 37 рублей за литр, несмотря на общемировое снижение цен на нефть.

Вячеслав Кудинов прогнозирует также рост стоимости кредитов и удорожание техники, рост тарифов будет продолжать запаздывать за издержками. Все это будет играть на развитие негативных тенденций на российском логистическом рынке, уверен он.

Ужесточение весового контроля на дорогах страны, о котором настойчиво напоминают власти, ужесточение штрафов за отсутствие или неправильную установку тахографа – в меньшей степени беспокоят перевозчиков, но, безусловно, в свои расчеты они закладывают и эти «факторы риска».

Однако было бы неверным говорить о том, что от 2015 года логисты ждут одних неприятностей.

«Мы с нетерпением ждем, когда в 2015 году будет введена новая система налоговой отчетности, которая, как мы надеемся, позволит очистить рынок транспортной логистики от недобросовестных экспедиторов и перевозчиков. Что создаст конкурентноспособную среду и даст возможность легальным компаниям, в том числе и нашей, расширить базу заказчиков», - говорит Михаил Коробков.

Вячеслав Кудинов также надеется на выход рынка из тени в 2015 году, что, по его мнению, приведет к более справедливому ценообразованию.

Наталья Селиванова рассказала, что в компании «Делко» рассчитывают на дальнейшее улучшение в 2015 году правовых основ страхования - КАСКО, ОСАГО, гражданской ответственности экспедиторов. «Хотя «Делко» и не занимается экспедированием, перевозя все собственным транспортом, «невнятное» страхование гражданской ответственности экспедиторами и игнорирование этого фактора заказчиками повышает риски для последних, в частности, и для всей отрасли в целом», - отметила Наталья.

Нельзя не упомянуть, что 2014 год стал первым годом 100% финансирования федеральных целевых программ по строительству и реконструкции автодорог. Безусловно, логисты рассчитывают, что данная работа будет продолжена в полном объеме и в следующем году. «В одной из самых больших стран мира это одна из важнейших инфраструктурных задач», - подчеркивает Наталья Селиванова.

«Сокращение бизнеса в отдельных отраслях экономики будет компенсировано ростом спроса в других: например, мы ожидаем, что онлайн-торговля будет продолжать развиваться хорошими темпами в силу перераспределения затрат частными покупателями», - полагает Анна Клинскова.

И, конечно, перевозчики рассчитывают на то, что в 2015 году рынок выйдет из состояния «непредсказуемости» и придет в более привычное состояние динамического равновесия.

«Вероятнее всего баланс спроса-предложения на перевозки по России установится к 3–4 кварталу 2015 года и рост цен на перевозки превысит ставку 4-го квартала 2014 года на 20-30%, - прогнозирует Никита Болондинский. - Если в 2015 году все же введут налог за проезд по федеральным трассам (3,75–4,0 руб/км), это вызовет более резкий скачок цен».

Ключ к успеху – меняться вместе с рынком и даже быстрее

Уменьшение объемов перевозимых грузов каждого отдельного клиента и снижение маржинальности операций способствует тому, что все больше компаний делают ставку на перевозку сборных грузов. Руководители многих логистических компаний сообщили, что продолжат развитие этого нового для них направления и в наступающем 2015 году.

Так, перевозку сборных грузов от 1 кг развивает «Очаковская Логистическая Компания». Компания в 2015 году планирует расширить в два раза свою филиальную сеть, не забывая и про основное направление деятельности – доставку в торговые сети. «Надеемся, что ритейл продолжит свое развитие, - рассказал Денис Китушкин. - Кроме того, мы очень надеемся, что сложившаяся ситуация даст большой толчок российским производителям и они начнут активнее торговать через крупные розничные сети».

О развитии направления сборных грузов рассказал и генеральный директор компании  «ТрансСервисТорг» Сергей Балонин. «Раньше мы занимались только догрузами от 500 кг, - сообщил он. – Сейчас направление доставки сборных грузов от 1 кг активно развивается, уже в тридцати городах РФ у нас созданы представительства под сборные грузы».

В 2014 году существенно расширилась сеть по доставке сборных грузов и у компании «Квенбергер». «Впервые в России мы осуществляем доставку сборных грузов посредством уникальной логистической  системы Декарта, - рассказал старший менеджер по развитию ЗАО «Квенбергер» Петр Виноградов. – Эта система реализована в формате Некоммерческого партнерства независимых транспортных компаний и очень востребована в условиях кризиса».

Доставка сборных грузов набирает популярность и в международных перевозках. «В последние полгода некоторые из наших постоянных клиентов начали активную разработку новых товарных групп и закупку пробных партий товара для расширения ассортимента, - рассказала генеральный директор компании FAR EAST TRANS Елена Яровая. - В этой связи вырос объем сборных грузов, перевозимых из Китая, что является очень важным направлением деятельности нашей компании, поскольку позволяет работать с начинающими бизнесменами, предприятиями мелкого бизнеса и индивидуальными предпринимателями».

Еще одна тенденция логистического рынка – стремление компаний предоставлять клиентам все более широкий и полный комплекс логистических услуг. «Очаковская Логистическая Компания», развиваясь в этом направлении, планирует в 2015 году предлагать своим клиентам новые складские услуги и расширять для этого имеющиеся складские площади.

«В новом 2015 году мы делаем ставку на дальнейшее развитие контрактной логистики и 3PL - услуг, которые является ключевыми компетенциями  нашей компании», - рассказал Петр Виноградов.

Удалось сохранить динамику роста в 10-15% в 2014 году компании «ТРАФТ»  - прежде всего за счет расширения линейки услуг в  грузоперевозках по России и улучшения качества работы с клиентами и партнерами. В 2014 году было существенно расширено присутствие компании в регионах: были открыты филиалы в Краснодаре, Комсомольске-на-Амуре, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге. Компания выиграла ряд крупных тендеров. Активно развивается новое направление - кросс-докинг.

Поиск новых, более выгодных для заказчика маршрутов, становится одним из факторов успеха у международных перевозчиков.

«Если в начале года для доставки из Китая в Ростов  использовался маршрут море + железная дорога через порты Дальнего Востока, то сейчас более распространенным является маршрут через Новороссийск, позволяя большую часть пути проделать морем и сэкономить значительную сумму в стоимости доставки, - рассказала Елена Яровая. - Безусловно, стоимостная экономия влечет за собой некоторое удлинение сроков доставки, но при плановых закупках товаров среднего ценового сегмента удлинение сроков перевозки на 7-10 дней при экономии стоимости доставки в 10-14% выглядит весьма неплохо».

Елена Яровая рассказала также о другой тенденции в сфере международных перевозок: объемы единовременных отправок грузов уменьшаются, но при этом количество таких отправок увеличивается. «Вместо 2-4 контейнеров один раз в месяц некоторые клиенты перешли на отгрузку по одному контейнеру еженедельно. Такую тенденцию мы связываем с развитием складской логистики клиентов и невозможностью аккумулировать единовременно значительные суммы для закупки товаров», - сообщила она.

Другая

очевидная тенденция в международных перевозказх - перераспределение грузопотока между Европой и Востоком в сторону Востока.

«Мы видим большие перспективы наращивания объемов в восточном направлении. Нас это не может не воодушевлять, поскольку мы имеем огромный опыт и необходимую техническую базу для развития именно этого направления», - рассказал директор  ГК «Байт Транзит» Алексей Шпикельман.

В 2014 году ГК «Байт Транзит» осуществила экспортную отправку 1500 тон гречихи в страны АТР в 75 контейнерах по уникальной технологии – насыпью. Эта технология позволяет упростить и удешевить процесс перевозки продуктов зернопереработки.

«Погрузка осуществляется насыпным методом в контейнерный вкладыш, что позволяет достичь в тоннаже массу загрузки до 21 тонны (нетто). Данный вид перевозки создает хорошую альтернативу привычным вагонным отправкам, - рассказал Алексей Шпикельман. -  Еще одним критерием уникальности перевозки является сохранность качества и количества перевозимого продукта. Реализуется это за счет единого цикла перевозки, т.е. загруженный контейнер насыпью без перетарок попадает к получателю при соблюдении всех норм фито и ветеринарного контроля».

На новое уникальное предложение делает ставку и компания «Боргер», планируя, что в 2015 году активно заработает скоростной поезд из Китая в Москву. «Мы рассчитываем, что войдём в новый сегмент рынка с предложением, радикально отличающимся от предложений всех наших конкурентов», - поделился планами Георгий Коньков.

2014 год стал для прорывным  для компании СДЭК, которая вышла международный уровень, открыв собственное представительство в Пекине. «Мы несколько лет шли к этому и многое сделали для осуществления задуманного. Из российских курьерских служб СДЭК стал первой компанией, имеющей в активе офис в Поднебесной. Это событие сразу же позволило значительно расширить партнерские связи с азиатским бизнес-сообществом», - рассказал коммерческий директор компании Сергей Егоров.

На фоне стремительно меняющегося логистического рынка интересен опыт некоторых новичков, которые, имея четкую стратегию развития, смогли успешно преодолеть все трудности 2014 года и найти на рынке свою нишу. «Уходящий год для нашей компании ООО «Регион Северо-Запад» был знаковым, - рассказал директор компании ООО  «Регион Северо-Запад» Илья Красильников. - Компания в январе 2013 года начала свою деятельность в режиме тестового стартапа. На идею для создания бизнеса подтолкнуло то, что все таможенное оформление и услуги страхования уходят в онлайн. Мы долго искали форму, нарабатывали партнерскую базу. В итоге к концу 2014 года мы можем смело сказать, что проект стал полноценным бизнесом, а в 2015 году наш сервис  «Процедура онлайн. У нас очередей нет» должен вырасти в разы».

Активными маркетинговыми стратегиями логистические компании не ограничиваются. Успешно противостоять внешним трудностям можно также с помощью упорядочивания внутренних рабочих процессов. Так, в «Очаковской Логистической компании» завершается тестирование новой собственной информационной системы, с помощью которой будут оптимизированы все процессы компании. Новая информационная система также должна значительно облегчить работу клиентов благодаря автоматизации документооборота. Более детальная система статусов позволит еще более тщательнее контролировать грузы, сообщил Денис Китушкин.

В текущем 2014 году также были оптимизированы и автоматизированы внутренние процессы в компании «Делко», благодаря этому компании удалось существенно ускорить время обработки заявок, рассказала Наталья Селиванова.

Автопарки – в рост

Делая ставку на будущее, подчас бросая вызов непредсказуемости настоящего, многие перевозчики продолжают пополнять свои автопарки. Так, о планируемом увеличении автопарка сообщили в компании «ФестЛИМ». В 2014 году увеличился автопарк  ГК «Горбуновъ» до 350 единиц. На сегодняшний день эта крупнейший автопарк на юге РФ.

Увеличив автопарк компании в 2014 году, «Очаковская Логистическая компания» значительно улучшила систему заборной логистики, рассказал Денис Китушкин.

В ноябре 2014 года приобрела крупную партию новых тягачей КАМАЗ-5490 – 50 единиц - компания «ИТЕКО», увеличив собственный автопарк до 400 автомобилей. Также компанией были приобретены 50 полуприцепов Kogel и Krone. Специально под запросы перевозчика КАМАЗ произвел дополнительные нововведения: от покраски кузова в корпоративный цвет заказчика до ряда технических изменений.

Стоит отметить, что «ИТЕКО» - первая и пока единственная компания, которая в таком количестве приобрела новый магистральный тягач российского автогиганта.

Перешагнул рубеж в 700 автопоездов автопарк компании «Делко». Парк был значительно обновлен – более чем на 400 единиц техники (вместе с прицепами). «Рост парка позволяет нам экономить за счет масштаба, а не за счет качества услуг, закрывать потребности клиентов в автотранспорте, гибко реагируя на изменения объемов перевозок», - рассказала Наталья Селиванова. Также в компании оптимизировали все этапы технического обслуживания  техники на всем пути следования по России.

Факторы успеха в 2015 году

«Для нас 2015 год может стать годом огромного прорыва, - говорит директор компании  «Премиум Транс» Светлана Хворова. – Конечно, придется работать гораздо больше, увеличивать долю рынка для поддержания достигнутых финансовых показателей. Мы сосредоточимся на существенных изменениях: планируем обновить и увеличить рекламную кампанию; развивать отношения с существующими и новыми клиентами; привлекать к сотрудничеству специалистов высокого класса, понимающих и способных активно развивать бизнес; осваивать новые перспективные направления. Мы надеемся, что такой подход даст результаты».

О том, что компания активно привлекает высококлассных специалистов и вкладывается в обучение работающих сотрудников, говорит и Георгий Коньков: «Мы сейчас нанимаем новых сотрудников, расширяем нашу команду, а также открыли в компании обучающий центр. На рынке сейчас появилось много интересных кандидатов. Кто-то в кризис увольняет сотрудников, экономит свои средства, а мы, наоборот, активно ищем лучших кандидатов и нанимаем их в наш штат».  

«В треугольнике «Клиенты – Логистический бизнес – Чиновники» транспортно-логистическому бизнесу будет отведена скромная роль исполнителя, которого всегда можно заменить, поэтому в этом треугольнике наша задача - создание своей незаменимости, - рассуждает Никита Болондинский. – Иными словами необходима разработка и внедрение новых технологий, которые  помогут  повысить уровень сервиса и быть более конкурентоспособными в условиях меняющегося грузопотока. А это профессионализм, ответственность, качество и сервис до того самого момента, пока наш бизнес не станет интересным другим».

Однако, в 2015 году стоит учитывать, что

высока вероятность ситуации, когда, с одной стороны, будет расти себестоимость услуг, а с другой стороны, спрос на услуги будет уменьшаться.

В случае реализации такого сценария одни поставщики будут выдвигать на первый план финансовые условия – вплоть до демпинга, а другие будут работать над более привлекательными нефинансовыми условиями (лучшие сроки поставок, больший объем сервиса и т. п.) «Борьба за цены будет очень активна и решающую роль могут сыграть два фактора: умение вести диалог и уровень предоставляемых услуг, - полагает Светлана Хворова. - Наша компания планирует находить решения, которые защитят ее от ценовых рисков и представят объективную информацию о том, насколько выгодным остается наше предложение в сравнении со среднерыночными ценами».

Стратегия ценовой конкуренции все же может быть реализована крупными компаниями с большим автопарком – но лишь за счет масштаба операций, а не надежности услуг. Однако, пока для небольших и средних компаний куда опаснее демпингующий «ипэшник», чем лидеры рынка, такие как «Делко».

Ясно одно: российский рынок логистики в 2015 году будет вынужден «умнеть». Это уже происходит прямо на наших глазах. Ведь только «умные» компании смогут выжить и преуспеть в «зоне турбулентности», в которую мы вошли в конце 2014 года и из которой не совсем понятно, когда начнем выходить.  

Фото: АвтоТрансИнфо

Бизнес на обочине
Проблемы на литовской границе затронули и калининградских грузоперевозчиков
Новинки рынка комбинированных дорожных машин
Евразийский экономический союз – Турция: новые перспективы
Российскую логистику ждут непростые времена