Тренд на тент

Тренд на тент
Завод «Новтрак», обосновавшийся в Великом Новгороде более 20 лет назад благодаря инициативе немецких предпринимателей, нечасто принимает гостей из органов власти. Здесь все по-западному: свои проблемы решаем сами. Однако 5 ноября стало в этом смысле исключением. В своеобразный день открытых дверей по рабочим цехам предприятия ходили первый вице-губернатор Вероника Минина, руководитель департамента экономического развития и торговли Евгений Богданов, бизнес-омбудсмен Юрий Михайлов в сопровождении пишущих, снимающих и непрестанно спрашивающих журналистов.

Смена на пользу

Визит на иностранное предприятие, как призналась Вероника Минина, планировался давно, но состоялся он в эти дни, потому что политическая конфронтация между западноевропейскими странами и Россией не спадает, курс рубля нестабилен, и региональному правительству хотелось бы знать, как чувствует себя предприятие, входящее в десятку передовых в регионе.

Первым делом генеральный директор «Новтрака» Рудольф Мердиан и его заместитель Артем Сысоев провели короткую презентацию компании «Meusburger Новтрак».

На российских автомагистралях часто можно видеть мчащиеся за тягачами тентовые и цельнометаллические полуприцепы с фирменной надписью «Sommer Новтрак».

В 2009 году ЗАО «Новтрак» поменяло собственника. Братья Зоммеры продали его другой немецкой фирме, производителю грузовых автоприцепов. И теперь «Meusburger Новтрак» набирает популярность среди российских автоперевозчиков.

На сегодня Meusburger единственная европейская компания — производитель прицепной техники, которая имеет свое производство в России.

При этом «Новтрак» остается лидером по качеству изготавливаемых транспортных средств. Со сменой собственника, правда, несколько поменялся ассортимент продукции. Если братья Зоммеры еще пытались потягаться силой с серийным конвейерным производством таких производителей грузовых автоприцепов, как Sсhmitz Cargobull, Koegel, Krona, то Meusburger занял нишу изготовителя специальной техники, как то прицепы-самосвалы, краны-погрузчики, лесовозы, панелевозы и другое. Тенденция изготовления техники под индивидуальный заказ клиента при новых хозяевах возобладала окончательно.

Чтобы работать в режиме «пошивочного ателье», новгородским машиностроителям приходится иметь сильное конструкторское бюро. Здесь гордятся коллективом инженеров, недавних выпускников НовГУ, который способен оперативно и эффективно решать вопросы проектирования и конструирования при выполнении различных заказов.

Как и на пяти заводах фирмы, расположенных в Германии, Швейцарии и Чехии, на «Новтраке» компания Meusburger выпускает широкую гамму полуприцепов, часто удивляя клиентов новинками. Например, одна из последних — панелевоз — разработана под нужды строительной индустрии. Вообще здесь готовы сделать прицепную технику под любые нужды, будь то перевозка животных, мебели, тракторов, сыпучих материалов, жидкостей. Полуприцеп-трансформер, длиной до 17 м со складывающимися стойками, раздвижными тентовыми шторами, теплодержащими панелями — все возможно!

Тренд на тент

Держи, Газпром!

Гостей предприятия интересовало, работает ли завод с новгородскими заказчиками. Как объяснил Рудольф Мердиан, таковые есть, но их немного. География поставок «Новтрака» простирается вплоть до Магадана. Особенно охотно спецтехнику заказывают в богатых регионах Урала и Сибири, где есть потребность в ней без оглядки на цену. В частности, один из полуприцепов, показанных в цехе во время экскурсии, предназначен для ОАО «Газпром». Рассчитан исполин на груз до 100 т.

…Среднюю заработную плату руководители назвали очень неохотно. Скорее всего, потому, что в Германии такие показатели афишировать не принято. Тем не менее данные были оглашены и… не впечатлили новгородцев. На услышанные цифры — «32 тысячи рублей в среднем по последним данным», «зависит от вклада работника в рентабельность предприятия, и в основном это от 30 до 40 тысяч рублей хорошо работающему специалисту» — Вероника Минина заметила, что на новгородских заводах получают больше, и привела ряд примеров.

Несмотря на сложную макроэкономическую обстановку в стране «Новтрак» намерен в следующем году увеличить объемы продаж на четверть — с 15–16 млн. до 20 млн. евро. Оптимизм менеджеров сдерживает, пожалуй, лишь неблагоприятный тренд на валютном рынке, установившийся в последние месяцы.

Так, 5 ноября, в день визита, курс евро подскочил до 55,62 рубля. И это очень насторожило бизнесменов. Дело в том, что российские заказчики, а предприятие построено в расчете именно на них, расплачиваются с «Новтраком» в рублях, но в контрактах цена прописывается в евро. Получается, что на день платежа стоимость заказа может как подскочить, так и упасть. Такая прыгучесть валюты способна играть злую шутку с российскими предпринимателями. Получается, что заказчики не в силах знать точно, во сколько им обойдется полуприцеп немецкого качества. Вероятно, они будут тянуть с оплатой в надежде на более выгодный курс… Кстати, обилие уже практически готовой техники в цехах и на территории предприятия — отнюдь не признак здоровой экономики. «Новтрак» никогда не работал на склад.

— Это из-за удлиненных праздников, скоро разберут, — надеются машиностроители, глядя на ряды прицепов, готовых к отправке.

Так как почти все комплектующие — оси, шасси, колеса — «Новтрак» получает европейского производства, завод сильно зависит от курса валюты. Почему качество на «Новтраке» и 20 лет спустя полностью зависит от поставок из Европы, вопрос макроэкономический.

— Ну вы же все на «Ладах» ездите, предпочитаете отечественные легковые автомобили, — иронично заметил Артем Сысоев.

По утверждениям машиностроителей,

найти на российском рынке столь же качественные оси, как BPW или SAF, невозможно. Электрика, колеса, стойки также идут из европейских стран.

Пожалуй, лишь деревянные борта прицепной техники удостаиваются чести быть использованными, но как раз к ним у клиентов возникают нарекания.

Из-за введения санкций против России «Новтрак» уже практически потерял одного из важных клиентов — компанию LG. Пока на границе проходили проверку комплектующие, сроки поставки готовых полуприцепов были сорваны.

Только в гору!

Проблемы есть сегодня на каждом производстве, но у «Новтрака» они не самые сложные. За 20-летнюю историю предприятию не раз уже приходилось забираться и падать с горок русской экономики. Соответственно оно становилось то чемпионом Новгорода по зарплате, то скромным работодателем, сокращающим штаты. Не первый кризис, и не последний на дворе.

Как отметила в заключение визита Вероника Минина, местные власти заинтересованы в дальнейшем расширении предприятия, входящего в десятку крупнейших налогоплательщиков региона. По ее словам, государственные структуры, занимающиеся экономическим развитием области, при необходимости могут помочь «Новтраку» с поиском заказчиков и партнеров.

Фото: gruzovik.ru

Юрий Красавин

Новгородские ведомости

Тест шин Hankook AL10 E-Cube, DL10 E-Cube, TL10 E-Cube
Ледовое побоище. Зима вернулась и спровоцировала массу ДТП
В росте цен на бензин виноваты власти
Грузоспад-2013: рынок коммерческих грузоперевозок России
В Перми не складывается