«Вся машина до последнего болтика изготавливается у нас»

«Вся машина до последнего болтика изготавливается у нас»
Российские гонщики команды «КАМАЗ-мастер» вернулись домой с триумфом в самом престижном ралли-марафоне мира — «Дакар». Это 13-я победа команды и третья кряду. Наши спортсмены оставили позади 60 грузовиков со всего мира. Экипажи «КАМАЗ-мастер» заняли весь пьедестал и закрепили успех еще и пятым местом. Своим мнением о прошедшем ралли-рейде поделились участники гонки.

Это серебряный призер «Дакара»-2015 и победитель 2013 года Эдуард Николаев, обладатель бронзы-2015 и триумфатор 2014 года Андрей Каргинов, а также занявший 5-е место Дмитрий Сотников.

— Расскажите, как удалось занять весь пьедестал?

Николаев: За счет сплоченности нашей команды и силы духа. Команда готовится круглый год именно к этому марафону. Самому сложному на планете. И в конце года перед нами стоит задача — сдать экзамен.

Каргинов: Я полностью согласен. В первую очередь мы побеждаем за счет того, что мы — команда и не работаем на личный результат. У нас в гонке участвуют четыре машины, и все четыре при необходимости окажут друг другу помощь, если она понадобится. И формула успеха уже давно известна: чтобы побеждать, нужно не стоять. Любой простой — это потеря времени, которая отбрасывает тебя далеко. Поэтому, если одна машина остановилась, следом идущий экипаж всегда остановится и попытается чем-то помочь.

Сотников: Все сработали слаженно. Моментами нам даже аплодировали, когда видели готовые грузовики после тяжелого ремонта. Это тоже подчеркивает наш сильный дух.

— Как вас встречали после возвращения в Россию?

Николаев: Было очень приятно видеть многочисленных болельщиков, наших партнеров. В этом году их было особенно много. Приветствия, флаги! А что творилось на финише в самой Аргентине — множество российских флагов с надписями «КАМАЗ». Это очень приятно и здорово. И конечно же, когда мы прилетели в Набережные Челны, нас встречали родные, близкие, наши работники завода.

— Вы сказали, что победили именно как команда. Есть блестящий пример, связанный с Ильгизаром Мардеевым в 2007 году, расскажите об этой истории и как она повлияла на вашу карьеру?

Николаев: Тогда был очень интересный и сложный «Дакар». В серьезную аварию попал экипаж победителя Владимира Чагина. Серьезные травмы получили ребята. Тогда мы должны были удержать вторую позицию и не дать приблизиться конкурентам. Для Ильгизара это было впервые — ведь прежде он всегда ездил техничкой сопровождения. То есть в прикрытии, защищал тылы, а тут нужно было добиваться результата. Я видел, как ему было тяжело, как он боролся с этим. И он доказал, что может.

— Существует немало скептиков, которые считают, что доминирование «КамАЗов» достигнуто за счет серьезного финансирования. Что команды находятся в неравных условиях. Но ведь 60 грузовиков за счет одного лишь финансирования обогнать невозможно?

Каргинов: Большое значение помимо подготовки техники имеет физическая форма. Мы весь год готовимся еще и в спортзале. С нами индивидуально занимаются тренера. Плюс к этому мы готовились в течение года к тяжелым высотным условиям. Мы поднимались на высоту порядка 4,8 тыс. м и пересекали эти горы. И организму, как и машине, было очень сложно в таких условиях. Зато мы подготовились, и было видно, что на таких спецучастках мы ехали быстро.

— Что еще помимо погодных условий было сложным на «Дакаре»?

Каргинов: Я выделю работу механиков. Планка поднимается с каждым годом всё выше, и нужно прибавлять темп. Были неприятные моменты, аварии. Группа механиков работала буквально до последних минут до очередного старта. Не сомкнув глаз и не отходя от машин. И если бы не огромный опыт и поддержка команды механиков, мы бы не добились такого результата.

Николаев: У них тоже борьба. Им хочется показать свои возможности, что они и демонстрировали. Соперники утром удивлялись, когда видели на старте наши автомобили.

Поломки были настолько серьезные, что соперники думали, что «КамАЗы» наверняка уже не выйдут.

Однажды утром увидели лицо Жерара де Роя (один из лучших пилотов мира. — «Известия»), которое выдавало искреннее удивление.

— Организаторы каждый год придумывают какие-то ограничения. Это делается для того, чтобы повысить конкуренцию или чтобы притормозить КАМАЗ?

Николаев: Здесь и то и другое, наверное, присутствует. Но все-таки изначально все в равных условиях. То, что соперники завидуют тому, что КАМАЗ уже который год на пьедестале и показывает такие результаты, это не потому, что у КАМАЗа всё самое лучшее и хорошее. Это плоды труда за весь год. Регламент существует единый для всех, и все его придерживаются. А то, что мы показываем такой высокий результат, это, конечно же, огромный вклад нашего руководства. В первую очередь Владимира Чагина, который непрерывно с нами. Сутками в тренировочном процессе в кабине. То есть мы — пилоты — меняемся по очереди, по времени, а он садится на место штурмана и корректирует каждого. Подсказывает, где что не так, указывает на неточности.

— Как уменьшение объема двигателя повлияло на подготовку команды и ход гонки на «Дакаре»?

Сотников: Об этом было известно заранее, и нам удалось начать подготовку раньше. В прошлом году мы уже выставляли три грузовика с новыми моторами. Было непросто отладить, настроить машины. Это огромная заслуга наших инженеров. Отдельных теплых слов заслуживает Владимир Губа, который руководит всеми процессами по двигателям. Довели мотор до уровня, который сейчас имеем. Думаю, он не уступает и нашему старому 18-литровому.

— Какие еще есть ограничения и как удается их оперативно решать?

Каргинов: Существуют основные три вида ограничений в классе грузовиков. Это вес автомобиля. Он не может быть менее 8,5 т. Второе — это ход подвески (300 мм плюс-минус 10%). И третье — диаметр рестрикторов. Это деталь, которая ограничивает диаметр впускной системы. Эти все вещи пломбируются организаторами перед стартом. При повреждении такой пломбы налагается временной штраф. Мы к этому относимся очень щепетильно. Как вы знаете, на финише бывает, когда победителя от ближайшего соперника отделяют буквально считаные минуты.

— А что расскажете об ограничении скоростей для грузовиков?

Новиков: Изначально регламентом было введено ограничение 150 км/ч. Но буквально два года назад организаторы ввели 140. Это связано с тем, что наши покрышки рассчитаны на меньшую скорость, так как при длительных прямых на максимальной скорости могут взорваться, что приводит к перевороту грузовика. Организаторы тем самым обезопасили именно класс грузовиков. Ну и существуют жалобы со стороны пилотов внедорожников, что грузовики обгоняют джипы и пылят. Они тоже вносят свои просьбы, и организаторы прислушиваются. Раньше всех устраивало 150, но вот теперь стало 140.

— По поводу безопасности. Очередная трагедия произошла на «Дакаре» — погиб мотоциклист Михал Херник. Почему так случается?

Сотников: К сожалению, это происходит. Но перед стартом организаторы сами говорят, что это самое сложное в мире ралли. И стоит отметить, что условия в Южной Америке отличаются от африканских. Здесь более жарко, засушливые места. И, насколько мне известно, гонщик погиб именно от обезвоживания.

— Многие люди задаются вопросом: где собираются эти чудо-«КамАЗы», из каких деталей, насколько они российские вообще?

Каргинов: Машины целиком изготавливаются у нас в команде. Наш коллектив состоит из 100–120 человек, и всё, начиная буквально от чертежей и до готовых машин, всё проходит через наши руки. У нас очень сильный инженерный состав, огромный опыт. Первые победы давались очень тяжело. Но постепенно с каждым годом приходил какой-то опыт, вносились корректировки в грузовик. Он постоянно модернизировался, улучшался. Мир ведь не стоит на месте, прогресс не стоит на месте. И вся машина до последнего болтика изготавливается у нас.

Фото: tatar-inform.ru

Антон Сычев

Известия

Первая в России производственная площадка Kiekert открыта в Набережных Челнах
E5.ru - в параллель классической торговле
Объявлены победители Tire Technology Award-2014
В России перевозчиков ожидают новые вызовы?
Бензин растет из-за маневра